Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Это — нарушение прав»: что делать, если в больнице вас просят купить лекарства

Каждому третьему пациенту региональных стационаров приходится покупать лекарства за свой счет, подтверждает недавний опрос россиян. Эксперты объясняют, что делать, если вы лечитесь по ОМС и вас просят заплатить за медпомощь.

9 декабря 202413
пациент, врач, лекарства, прием, узкий специалист
Источник:

iStockphoto

Многие сталкивались с ситуацией, когда им самим или близким, попавшим в больницу, требовалось дополнительно приобрести лекарства или расходные материалы. Обычно об этом прямо говорят врачи — якобы стационар не может обеспечить всем необходимым. Проблема и правда существует. Это подтверждает исследование Центра «Социальная Механика», которое было представлено на XV Всероссийском конгрессе пациентов.

«35,1% пациентам региональных стационаров и 11,6% — федеральных медорганизаций приходилось покупать за собственный счет лекарственные препараты во время лечения. Расходные материалы сами для себя покупали 30,5% и 8,3% пациентов соответственно. Также приходилось платить за дополнительные анализы в стационаре или обследования перед госпитализацией», — говорится в исследовании. Как же быть, если такое случилось с вами?

Один звонок может решить вопрос

Оплата пациентом медицинской помощи, которая должна оказываться бесплатно в рамках ОМС, — это нарушение со стороны медицинской организации. Если у вас есть сомнения в правомерности взимания платы за медицинскую помощь, лекарственные препараты, медицинские изделия, нужно обращаться в страховую медицинскую организацию.
Там обязаны разобраться в ситуации — все права и возможности у экспертов есть.

Жалоба в страховую компанию от пациента — основание для проверки, игнорировать ее невозможно.

Антон Устюгов

заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС»

«Страховой представитель поможет разобраться в ситуации. Зачастую вопрос решается оперативно по телефону с руководством медицинской организации, — поясняет представитель страховой медицинской организации „Капитал-МС“ Антон Устюгов. — Кроме того, страховые медицинские организации могут помочь вернуть деньги, потраченные пациентом за лечение, если оно должно было быть бесплатным. Если будет выявлено нарушение прав пациента на бесплатную помощь, страховой представитель поможет составить претензию к медицинской организации о возмещении пациенту затраченных денежных средств».

Денег не попросят

В страховую компанию можно обратиться и в том случае, если вас не устроило качество медицинской помощи, отмечает эксперт. Специалисты проведут экспертизу и выдадут заключение. Это абсолютно бесплатно для пациента, застрахованного по ОМС.

Получив результат экспертизы, вы вправе использовать его по своему усмотрению. Для решения спорной ситуации может применяться досудебная процедура урегулирования конфликта. Причем, страховая компания выступит на стороне пациента в досудебном урегулировании конфликта в случае нарушения его прав.

Пойдут навстречу

«Когда в урегулирование включается страховой представитель, то чаще всего медицинская организация добровольно удовлетворяет претензии пациентов, не доводя дело до суда, который потребует дополнительных временных и финансовых ресурсов, как для пациента, так и для медицинской организации», — подчеркивает Антон Устюгов. Так, медицинская организация может предложить пациенту организовать лечение или возместить затраты. Если конфликт не решается в досудебном порядке, пациент может обратиться за защитой своих прав в суд.

Союз пациентов рекомендует

Согласно исследованию Центра «Социальная Механика», самая частая проблема пациентов, которым нужна медпомощь — невозможность получить все необходимые услуги в одном месте. Об этом заявили 86,8% респондентов. Почти столько же пожаловались, что в поликлинике не попасть к нужному специалисту — иногда его просто нет.

Как поясняют эксперты, если вас заставляют ждать приема врача более 14 дней или отказывают в необходимом инструментальном обследовании, объясняя это тем, что «номерков нет» — это тоже нарушение прав.

Эксперты Всероссийского союза пациентов (ВСП) рекомендуют во всех случаях возникновения трудностей при получении медицинской помощи обращаться в свою страховую медицинскую организацию, которая выдала полис ОМС.

«Необходимо связаться со своей страховой медицинской организацией, например, позвонить по телефону контакт-центра, отправить письмо или написать по электронной почте или через форму обратной связи на сайте, можно также прийти лично и изложить проблему. После вашего обращения страховой представитель предпримет действия в зависимости от ситуации для решения вашей проблемы», — рекомендуют в ВСП.