Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2023 году получили Каталин Карико и Дрю Вайсман за работу над мРНК-вакцинами против ковида. Точнее, так: «за открытия, касающиеся модификаций нуклеозидных оснований, которые позволили разработать эффективные мРНК-вакцины против COVID-19». Пресс-релиз о решении опубликован
Добавим, что мРНК-вакцины — это препараты Pfizer и Moderna. А вот AstraZeneca, Johnson & Johnson и «Спутник V» — векторные.
В прошлом году Нобелевская премия по медицине была вручена шведскому генетику Сванте Пяабо «за открытия, касающиеся геномов вымерших гомининов и эволюции человека».
Есть мнение, что ученые Карико и Вайсман получили премию очень быстро, некоторые исследователи ждут своего часа десятилетиями. Но не все эксперты думают так же.
Решающее значение
«Открытия двух нобелевских лауреатов имели решающее значение для разработки эффективных вакцин мРНК против COVID-19 во время пандемии, которая началась в начале 2020 года», —
Благодаря своим революционным открытиям, которые фундаментально изменили наше понимание того, как мРНК взаимодействует с нашей иммунной системой, лауреаты внесли свой вклад беспрецедентным темпом разработки вакцин во время одной из величайших угроз здоровью человека в наше время.
«Состряпали не на коленке»
«Не такая уж быстрая „нобелевка“, как кажется, — считает медицинский блогер Алексей Водовозов. — Лишнее подтверждение тому, что мРНК-вакцины не состряпали на коленке, их появление было лишь логичным практическим следствием многодесятилетней работы, которая велась с 1980-х годов».
Нобелевские лауреаты
68-летняя Каталин Карико — венгерский биохимик, специализировалась именно на РНК-опосредованных механизмах, ее работы 1990-х годов были по терапевтическому применению мРНК. С 2021 года она профессор Сегедского университета и адъюнкт-профессор Медицинской школы Перельмана Пенсильванского университета.
Второй нобелиат — 64-летний американский биохимик Дрю Вайсман, он был коллегой Карико в Пенсильванском университете и изначально специализировался на дендритных клетках, которые к активации иммунного ответа, вызванного вакцинами, имеют самое прямое отношение.
Антиваксеры не промолчали
На пресс-конференции после объявления нобелевских лауреатов по физиологии и медицине вновь голос подали антиваксеры. Там прозвучали вопросы по поводу опасности и вреда вакцин от ковида и даже вероятности отдаленных и смертельных их последствий в будущем.
«Понятно, но грустно»
«Ни одного вопроса не задали про детали того, что сделали лауреаты: какие именно модификации, где еще применяются и так далее, — возмущена молекулярный биолог Ирина Якутенко. — Абсолютно все спрашивают про антивакцинаторов, долгосрочные последствия от вакцин (хотя они уже несколько столетий применяются, но нет, все равно спрашивают) и прочее в этом духе».
Наверное, это вполне логично: молекулярная биология — это сложно, непонятно и скучно, от нее спать хочется. Не то что страшилки про вакцины: бьют прямиком в лимбическую систему, активируют страх, нашу самую важную эмоцию, выключая логику из игры. Все понятно, да. Но все равно грустно.