Екатерина Домбровская
Екатерина Домбровская
психотерапия, сексология

Психолог, психотерапевт, сексолог, специалист по межличностным взаимоотношениям

Аутизм — это собирательный термин для различных первазивных нарушений развития (расстройства аутистического спектра — РАС). Большинство людей имеют проблемы с социальными контактами, а также с общением и речью. Многие демонстрируют повторяющееся, стереотипное поведение и интересы. Однако тип, тяжесть и проявления симптомов аутизма сильно различаются. 

как распознать аутизм
Фото
iStockphoto

Различают три основные формы расстройства:

  • ранний детский аутизм;

  • синдром Аспергера;

  • атипичный аутизм.

Течение патологии сильно различается у разных людей, в зависимости от типа и тяжести расстройства. У некоторых больных развивается только легкий аутизм, который мало влияет на их повседневную жизнь. Другие имеют серьезную инвалидность. Помимо всего прочего, сильно различаются интеллект и языковые навыки: большинство аутичных людей умственно отсталые. Но есть и нормальные и даже одаренные личности. В некоторых случаях разные формы аутизма также перетекают друг в друга.

Причины

Различные факторы играют роль в развитии аутизма. Эксперты предполагают, что РАС в основном вызваны изменениями в генетическом материале. Исследования близнецов и братьев и сестер подтверждают эту теорию. У братьев и сестер аутичных детей вероятность развития РАС в 50 раз выше. Что касается однояйцевых близнецов, то оба ребенка страдают аутизмом в 90% исследованных случаев. С другой стороны, в случае дизиготных близнецов у второго брата или сестры также развивается аутизм только в 23 процентах случаев.

По-видимому, определенные генетические изменения тоже играют роль в развитии расстройства. Например, «хрупкая Х-хромосома» может быть обнаружена у 10-15 процентов аутичных людей — генетическое изменение Х-хромосомы является причиной когнитивной недостаточности.

До сих пор исследователям не удавалось продемонстрировать какие-либо изменения в мозге, характерные для аутизма. Однако в некоторых отделах были обнаружены аномалии. Развитие мозга аутичных детей, вероятно, уже нарушено в утробе матери, что позже влияет на его нормальное функционирование. Например, в первые годы жизни больше задний отдел мозга и больше окружность головы. Вероятно, это влияет на взаимосвязь информации в мозгу.

Люди с расстройствами аутистического спектра обычно имеют более высокие уровни нейротрансмиттеров серотонина и дофамина. Врачи пользуются этим фактом в терапии аутизма: используются так называемые ингибиторы обратного захвата серотонина, которые также помогают при депрессии.

Симптомы аутизма

У большинства людей с РАС определяются три основные характеристики:

  • Социальные навыки нарушены.

  • Страдает общение и речь.

  • Они демонстрируют повторяющееся, стереотипное поведение и интересы.

Симптомы синдрома Аспергера обычно менее выражены, чем симптомы раннего детского аутизма. В последней форме также существуют большие различия — от незначительных расстройств до тяжелых нарушений.

Многим аутичным людям трудно строить отношения с окружающими. Это часто заметно в младенчестве. Например, многие дети не могут установить тесную связь со своими родителями и не реагируют на раздражители из своего окружения. Например, младенцы обычно ищут материнский взгляд и любят физический контакт, близость. Аутичные дети обычно активно избегают зрительного контакта. Многие также не подражают улыбке других детей. Это часто делает их апатичными или грубыми. Некоторые родители даже сначала предполагают, что их ребенок глухой или слепой, потому что он плохо реагирует на окружающую среду. Даже в позднем детстве, а также в подростковом и взрослом возрасте у аутичных людей часто возникают проблемы с установлением и поддержанием зрительного контакта.

В случае выраженного расстройства пострадавшие с трудом могут вступать в дружеские отношения. Они играют в одиночестве и часто замечают своих собратьев только тогда, когда они должны удовлетворять свои потребности (например, когда они голодны).

Людям с аутизмом часто трудно понять чувства другого человека и сопереживать ему. Они плохо могут выражать свои чувства или не выражают их вовсе, не проявляют спонтанных эмоций, таких как радость или интерес к другим и к различным видам деятельности. Кроме того, они часто не могут приспособить свою реакцию к общему настроению. Может случиться, например, что у них случился приступ смеха без видимой причины.

Речь аутичных людей также часто нарушена. Например, многие дети с ранним детским аутизмом не могут выучить простые слова. Мелодика речи также отсутствует. Иногда это создает впечатление робота. Но у пациентов с синдромом Аспергера речь часто очень сильно развита. Но иногда она кажется странно однообразной и неестественной. Эксперты определили важные общие симптомы аутизма для речи:

  • Речевое развитие отстает. Дети не пытаются выразить себя с помощью жестов или языка тела.

  • Дети с трудом начинают или поддерживают разговор.

  • Объем языка очень ограничен и однобок. Предложения или вопросы часто повторяются.

Третьим основным симптомом аутизма является поведение, которое часто является стереотипным. Многие из пострадавших настойчиво выполняют определенные действия, ритуалы и привычки. Если их прерывают или им мешают это делать, они иногда реагируют приступами крика и паническими атаками. Аутисты часто не могут расстаться с любимыми вещами и берут их с собой повсюду. Кроме того, многие аутичные люди сосредотачивают все свое внимание на определенных деталях или вещах, к которым привязаны.

Возможные осложнения и риски

У многих аутичных людей также есть синдром Саванта. Это означает: у них есть особый талант к обучению определенным вещам. Например, одни — настоящие гении арифметики, другие обладают фотографической памятью или изучают языки в рекордно короткие сроки. Они с большим упорством посвящают себя своему особому таланту, но часто почти не имеют других интересов.

Диагностика

До 18-месячного возраста языковые и моторные навыки детей обычно развиваются совершенно по-разному. Поэтому трудно поставить определенный диагноз аутизма. В частности, более умные дети могут скрывать некоторые симптомы. Это проблематично: раннее выявление важно для ранней поддержки ребенка.

Физические заболевания также могут быть причиной некоторых симптомов. Сначала врач должен это исключить. В этом ему помогают неврологические, лабораторно-химические и визуализирующие методы. Он также проверяет функциональность ушей и глаз при проверке слуха и зрения. Также важно измерять мозговые волны (ЭЭГ): это позволяет обнаружить или исключить повреждение головного мозга.

Если никакая физическая причина симптомов не может быть найдена, обычно в игру вступает специалист. Детские и подростковые психиатры хорошо знакомы с симптомами и формами аутизма. У них есть необходимый опыт и методы диагностики, чтобы иметь возможность поставить достоверный диагноз. Различная тяжесть симптомов может вызвать трудности в оценке. Характерные признаки РАС могут проявляться настолько слабо, что едва заметны при хорошей поддержке семьи и интеграции. Расстройства аутистического спектра часто не диагностируется до совершеннолетия.

Как лечить аутизм

Каждый человек с РАС индивидуален — терапия должна быть соответствующей. Целостная концепция включает в себя поддержку существующих навыков ребенка и развитие новых. Окружающая среда ребенка включается в терапию. Таким образом, ребенок может тренировать свои навыки в группе, с семьей и с другими детьми.

Чтобы лучше справляться с повседневной жизнью, люди с ранним детским аутизмом учатся с помощью игр и вознаграждений направлять свое восприятие на важную информацию. В результате они лучше понимают свое окружение, и их страх перед переменами уменьшается.

Поведенческая терапия. Методы поведенческой терапии могут улучшить социальные навыки и уменьшить стереотипы. Полезны, например, ролевые игры и общение с детьми без аутизма.

Языковая подготовка (логопедия) может объяснить социальное значение языковых элементов и способствовать пониманию языка и активной речи. Однако начинать его следует до восьмилетнего возраста, так как шансы на успех с возрастом уменьшаются.

Расстройства аутистического спектра часто сопровождаются другими заболеваниями, которые затрудняют поведенческую терапию. Примеры включают депрессию, тревожные расстройства и эпилепсию. Такие заболевания часто хорошо поддаются медикаментозному лечению.

Повторяющиеся, стереотипные движения можно облегчить с помощью специальных активных ингредиентов, так называемых селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). Атипичные нейролептики могут помочь при агрессивности по отношению к себе и окружающим.

Предупреждение: аутичные люди часто особенно чутко реагируют на лекарства. В результате побочные эффекты часто более заметны. Кроме того, прием таких препаратов должен только поддерживать поведенческую терапию, а не заменять ее.

Внимание!

Информация на сайте не является руководством по самолечению. Все материалы носят справочный характер и не заменяют визита к врачу. При появлении любых симптомов необходимо обращаться к специалисту.

Литература:

  1. Krieger, R.: Wissenschaftliche Interventionsansätze bei Autismus-Spektrum-Störungen: Ein Vergleich zwischen ABA/VB und TEACCH, Akademische Verlagsgemeinschaft München, 2012

  2. Rechenberger, S.: Kinder mit frühkindlichem Autismus: Der TEACCH-Ansatz als Fördermöglichkeit, Diplomica Verlag GmbH, 2015

  3. S3-Leitlinie Autismus-Spektrum-Störungen im Kindes-, Jugend- und Erwachsenenalter, Teil 1: Diagnostik» (Stand: 05.04.2016)

  4. Staatsinstitut für Schulqualität und Bildungsforschung in München: Mobile Sonderpädagogische Dienste, A3 Autismus-Spektrum-Störung: Fokus Asperger-Syndrom, 2011