Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

ВОЗ заявил о возможной эпидемии самой смертоносной формы менингита

Ежегодно бактериальный менингит убивает около 250 тысяч человек. Болезнь вышла за пределы «Пояса менингита», который охватывает 26 стран Африки. Эпидемии регистрируют во всех странах мира.

28 сентября 202117
Эпидемия бактериального менингита
Источник:
iStock/Getty Images

«Мы в шаге от опасности» — еще в июле предупреждал Академик РАН Юрий Лобзин. Речь идет о том, что Россия стоит на пороге резкого подъема заболеваемости менингококковой инфекцией. По статистике, 20 лет эпидемии сменяется 30 годами затишья, потом начинается новый виток. В ближайшее время, по мнению президента Детского научно-клинического центра детских инфекций, нужно ожидать начала эпидемии.

Примерно такие же данные у Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и касаются они не только России, но и всего мира. По информации экспертов, сейчас подъем заболеваемости фиксируется во всех регионах мира, хотя основной рост приходится на «Пояс менингита» — 26 африканских стран. Срочные действия по развертыванию борьбы с менингококковой инфекцией позволят спасти до 200 тысяч жизней ежегодно.

28 сентября ВОЗ запускает первую в истории глобальную стратегию по борьбе с менингитом. Она ставит целью к 2030 году ликвидировать эпидемию бактериального менингита — самой смертоносной формы заболевания. Благодаря разработанным методам можно сократить смертность на 70 процентов и значительно снизить количество инвалидностей, которые связаны с перенесенным менингитом.

«Менингит поражает быстро, имеет серьезные последствия для здоровья и вызывает разрушительные вспышки, — заявил генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус. — Настало время бороться с болезнью во сем мире. Требуется срочным расширенный доступ к существующим вакцинам, инициирование новых исследований и созданий новых препаратов и инструментов для профилактики, выявления и лечения различных форм».

Менингит — воспаление оболочек, которые окружают головной и спинной мозг. Его вызывают бактерии и вирусы. Самая тяжелая форма — бактериальный менингит. Он убивает 1 из 10 инфицированных, в основном это дети и молодые люди, и оставляет 1 из 5 инвалидом по слуху, зрению, с неврологическими и когнитивными нарушениями.

Опасность в том, что за последние десять лет эпидемии менингита произошли и происходят во всем мире. Они непредсказуемы и могут привести к катастрофе.

«Эта болезнь слишком долго оставалась вне поля зрения, — считает директор Регионального бюро ВОЗ Африки Матшидисо Моети. — Новая стратегия позволит защитить здоровье и жизни сотен тысяч семей».

Вакцины, которые защищают от менингита, существуют. Правда, не все страны включили их в свой национальный календарь. Например, в России защищают от бактериального менингита только в 12 регионах, так как препарат включен в региональные календари: Иркутской области, Красноярского края, Москвы, Омской области, Пермского края, Якутии, Свердловской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Ямало-Ненецкого автономного края и Ярославской области.

По рекомендациям ВОЗ, прививку от менингококковой инфекции необходимо включить в национальный календарь, если в стране регистрируют 2 случая на сто тысяч человек, в Москве сейчас 3, 42 случая, в Петербурге — 2,34.

Что же предлагает ВОЗ для борьбы с менингитом и его последствиями:

  • достигнуть высокого охвата иммунизации;

  • разработать новые доступные вакцины;

  • усовершенствовать стратегию профилактики;

  • проводить быструю диагностику;

  • вести информационно-пропагандистскую деятельность, чтобы повысить знания населения о менингите.

«Основное бремя менингита приходится на бедные страны, но бактериальный менингит — это глобальная проблема, и ни одна страна мира не избежала его последствий, — уверен профессор клинической тропической медицины в Лондонской школе гигиены сэр Брайан Гринвуд. — Борьба с этой инфекцией требует глобальных ответных мер, чтобы к 2030 году взять менингит под контроль».