Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Психотерапевт Чутко рассказал, как школа провоцирует у детей «болезни первого сентября»

С началом учебного процесса врачи призывают родителей, особенно первоклассников, более внимательно относиться к своим детям. В психотерапии даже есть отдельное понятие — «болезни первого сентября», которые проявляются в неврозах, бессоннице, головные болях, тиках.

11 сентября 2021
Психотерапевт Чутко рассказал, как школа провоцирует у детей «болезни первого сентября»
Источник:
Getty Images
Неврология, психотерапия

Профессор, невролог-психотерапевт. Руководитель Центра поведенческой неврологии, Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург)

 — Различные трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников, — рассказывает профессор Леонид Чутко. — Особенно трудный период — начало обучения. Изменяется вся жизнь ребенка — новые контакты, новые условия жизни, новые требования. Организм школьника испытывает большое напряжение — психологические нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с необходимостью сохранять определенную позу при работе в классе.

По словам профессора, школьная дезадаптация — давняя проблема. Чаще всего на ребенка вешают ярлык «трудный». Он плохо учится или вовсе отказывается от учебы, боится школы вплоть до отвращения, хулиганит. Ситуация школьной дезадаптации может возникнуть в любой момент. Особенно ярко она проявляется при переходе из детского сада в школу, из младших классов в средние. В группе риска — подростки.

Но проблема школьной дезадаптации гораздо глубже, — поясняет эксперт. Причинами этого состояния может являться патология головного мозга, неправильные типы семейного воспитания, неадекватный стиль поведения учителя в классе, чрезмерная перегруженность школьной программы, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональная организация учебного процесса.

- Возникают тики, головные боли, страхи, нарушения сна, — рассказывает профессор Чутко. — Мы называем такую ситуацию «болезнями первого сентября». Частые проявление школьной дезадаптации — тики, внезапные, непроизвольные, отрывистые, повторяющиеся движения. У некоторых детей заболевание появляется после первых дней занятий в школе, на фоне школьного адаптационного стресса — так называемые «тики первого сентября».

Какие бывают тики

Тики могут быть двигательные (моторные) и голосовые (вокальные).

Моторные тики:

  • моргание глазом/глазами

  • нахмуривание лба

  • гримасничанье

  • сморщивание носа

  • покусывание губы

  • подергивание головой, рукой или ногой

Вокальные тики:

  • сопение носом

  • покашливание

  • фырканье

  • шипение

- В происхождении тиков играют роль генетические и иммунные механизмы, патология периода беременности и родов, а также психосоциальные факторы, — объясняет профессор Чутко. — На какое-то время их можно подавлять усилием воли, в период ночного сна они исчезают. Тики значительно усиливаются под влиянием эмоциональных стимулов — тревоги, страха, смущения.

По данным последних исследований, до 25% детей младшего школьного возраста страдают от нервного тика, причем мальчики болеют в три раза чаще девочек. Есть даже понятие «дети-тикеры».

 — Иногда дети и подростки жалуются, что «голова — как будто сдавлена тесной шапкой, — отмечает эксперт. — Часто такие боли появляются во время занятий в школе — есть даже понятие «школьные боли». В их основе существенную роль играет наличие хронического эмоционального стресса и перегрузок.

Что посоветовать родителям таких детей?

- Прежде всего, родители должны обратиться к врачу, и пройти обследование, ведь часто школьные трудности являются проявлением нервно-психических заболеваний — говорит профессор Леонид Чутко. — Родители должны понять, что у их чада сейчас трудный период, принять позитивную модель отношения к нему, поддержать его («ты молодец, у тебя все получится»). Нельзя сравнивать ребенка с «успешными» сверстниками — «У Пети только пятерки, а у тебя сплошные тройки». Родители должны на какое то время забыть о формальных школьных оценках, а сосредоточиться на поведении ребенка в школе и дома.

Самое главное, что должны делать родители — это не ругать, а помогать!

В некоторых случаях используются различные препараты, улучшающие работу мозга, но иногда можно обойтись и без таблеток. Поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно «обучить» правильно функционировать.