Постучим-похлопаем
Человек подавился, бедолага, и кашляет так, что сердце надрывается. Что делают окружающие? Естественно, помогают ему — стучат по спине. А зачем они это делают? С научной точки зрения такие удары еще больше раздражают место, где находится инородное тело, у подавившегося усиливается кашлевой рефлекс, и попавший «не в то горло» кусок вылетает сам.
(Как не надо оказывать первую помощь, читайте здесь)
А теперь представьте водосточную трубу. Бросаем туда, допустим, кошку и начинаем стучать по трубе палкой. Как вы думаете, какова вероятность того, что кошка выскочит из трубы именно сверху? Так же и с нашим куском — в девяносто девяти случаях из ста человек откашляется. А вот в одном случае кусок провалится глубже в дыхательные пути со всеми вытекающими последствиями — от необходимости вмешательства врача до смерти от остановки дыхания.
Поэтому — не надо стучать. Даже если просят. Намного проще и безопаснее успокоить человека и попросить его сделать несколько медленных, очень медленных вдохов и резких выдохов. При выдохах лучше слегка наклоняться вперед, чтобы наша «водосточная труба» из вертикального положения перешла в горизонтальное. Три-четыре таких вдоха-выдоха — и откашливание усилится. Кусок вылетит сам собой, просто и безопасно.
(Как правильно оказывать первую помощь при ожогах и кровотечениях, узнайте здесь)
Разожмите ему зубы
Это, наверное, самое распространенное заблуждение, в которое вполне серьезно верят миллионы россиян. Это непоколебимая уверенность в том, что человеку, у которого случился приступ эпилепсии, необходимо разжать зубы и вставить между ними что-нибудь жесткое. Красота! И вставляют ведь. Пытаются, по крайней мере. А эпилептики потом, придя в себя, с удивлением обнаруживают, что рот у них забит пластмассой от изгрызенной авторучки (в лучшем случае) или осколками собственных зубов (в худшем).
Так вот: не надо! Не пихайте человеку в рот что попало, ему и так несладко. Сделаете только хуже. Ведь чем обосновывают подобные действия доброхоты? Тем, что человек в припадке может откусить себе язык. Три раза «ха-ха-ха»! Чтоб вы знали — во время приступа все мышцы находятся в тонусе. Включая и язык, который тоже является мышцей. Он напряжен и потому не вывалится изо рта и не попадет между зубов. Максимум может быть прикушен кончик. Крови при этом немного, но, перемешавшись со вспененной слюной, она создает видимость небывалых разрушений в организме. Так и подогреваются мифы об откушенных языках.
(Три самых опасных заблуждения о первой помощи читайте здесь)
В общем, не лезьте в рот эпилептику с ножами-вилками-ложками. Если действительно хотите помочь, встаньте на колени у головы эпилептика и постарайтесь придержать ее, чтобы не было ударов о землю. Такие удары намного опаснее гипотетического прокушенного языка. А когда активная фаза приступа пройдет, судороги кончатся, аккуратно поверните человека набок, так как у него наступила вторая фаза — сон. Он может продлиться недолго, но все равно в таком состоянии мышцы расслаблены и потому существует возможность задохнуться от западения языка.
Такие вот суровые реалии нашей небезопасной жизни. Желательно хорошо их усвоить, ведь не зря же главнейший медицинский закон звучит так: «Не навреди!». А законы неплохо бы соблюдать — здоровее будем.
Источник: Молодой Специалист,