Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Петербургскому здравоохранению грозит московский менеджмент

В свой последний рабочий день председатель комитета по здравоохранению Валерий Колабутин попросил коллег - чиновников не погубить то, что было создано. Единственного из всех председателей комитета по здравоохранению его провожали аплодисментами. Врачи говорили о нем: «Герой Советского союза, математик, 5 лет руководивший городской медициной».

23 августа 201710
Петербургскому здравоохранению грозит московский менеджмент

Валерия Колабутина на должность председателя комитета по здравоохранению выбрала Ольга Казанская, занимавшая на тот момент пост вице-губернатора. Она не сработалась с Андреем Королевым — москвичом, приехавшим в Петербург возглавлять комздрав по приглашению губернатора Георгия Полтавченко. Сменщик Валерия Колабутина - Евгений Евдошенко тоже прибыл из Москвы, его пригласила новый вице-губернатор Анна Митянина еще в апреле. И все это время медицинская общественность города жила в напряжении, ждала, когда Валерий Колабутин уступит ему место. Теперь гадает, кто из чиновников останется в комитете: Евдошенко приехал не один, а с командой «молодых менеджеров». Так или иначе при новом вице-губернаторе и новом председателе комздрава городское здравоохранение ждут перемены.

Удачное начало

Золотой дождь (23 млрд рублей), пролившийся на городскую систему здравоохранения по федеральной программе модернизации (2011 — 2012 годы), закончился как раз, когда на должность председателя комздрава назначили Валерия Колабутина. Но еще в 2013 году городское здравоохранение ликовало: деньги, направлявшиеся прежде на модернизацию, достались Территориальному фонду ОМС, его годовой бюджет увеличился сразу на 50% — такого роста никогда не было прежде и не ожидается в будущем.

В результате, в отличие от других регионов, Петербург спокойно пережил все нововведения, которые спускались «сверху» в рамках реформирования системы здравоохранения: переход службы скорой помощи в систему ОМС, новый закон о донорстве, чуть было не погубивший донорскую службу, затраты на программу диспансеризации населения, перевод в систему ОМС финансирования лечения петербуржцев в федеральных клиниках, перевод в ОМС финансирования десятков дорогих видов высокотехнологичной медицинской помощи.

Все последующие годы рост бюджета был скромным, в отличие от расходов. По мере окончания гарантийного срока требовались деньги на содержание очень дорогого оборудования, закупленного по программе модернизации. Росли затраты на оплату высокотехнологичных методов лечения, которые Минздрав постепенно добавлял в систему ОМС, выводя из федеральной программы ВМП. А больше всего увеличивались расходы на повышение зарплаты медработникам, обещанное президентом РФ в майских указах.

Оптимизация вместо модернизации

Уже в начале 2014 года стало понятно, что модернизацию сменила оптимизация. В здравоохранении это красивое слово означает затягивание пояса. Он затягивался все туже с введением санкций, ростом курса доллара и падением цен на нефть, уменьшением расходов на здравоохранение федерального бюджета. Минздрав требовал сокращения коечного фонда по всей стране и для выполнения майских указов - повышения зарплаты медикам, не важно за счет чего. Ее повышали одновременно с нагрузкой и ростом кредиторской задолженности в учреждениях.

Те медицинские учреждения, которые не успели привыкнуть к хорошей жизни, оставались на плаву, другие копили задолженность. Руководителей с кредиторкой увольняли, а тех, кто приходил на их место, обязывали прежде всего гасить задолженности. Но еще прежде — выплачивать зарплату сотрудниками в соответствии с «дорожной картой». Чтобы выполнить показатели этой самой карты, из городского бюджета в этом году дополнительно было выделено более 7 млрд рублей.

Минус три тысячи коек

Оптимизация началась с коечного фонда. Несмотря на требование Минздрава и печальный опыт Москвы с сокращением единовременно нескольких тысяч коек, Валерий Колабутин говорил: «Мы будем это делать последовательно, без фанатизма. А начнем, когда создадим условия для лечения в амбулаторной сети». Но планы не осуществились. В городских поликлиниках доступность и качество медицинской помощи не изменилось до сих пор: врачей, особенно участковых, по-прежнему не хватает, дневные стационары к концу года отказываются от приема пациентов, потому что нет денег на лекарства и на зарплату сотрудникам. Но при этом сокращалось количество коек в среднем на 1 тысячу (за последние три года в петербургских больницах убрали 3160 коек - 12% коечного фонда города). В многопрофильных стационарах во «время пик» пациентов по-прежнему госпитализируют в коридоры. Условия, в которых поликлиники подчиняются районным администрациям, а больницы — комздраву уже не с первым председателем комитета играют злую шутку. Казалось бы, система здравоохранения одна, а работают они будто по разные стороны баррикад.

Не удалось и сотрудничество с комитетом по информатизации - соответствующая программа, на которую потрачены не миллионы - миллиарды рублей, по большому счету так и не работает. Врачи как заполняли бумажные медицинские карты, так и продолжают заполнять.

«Хороший человек, но революции не совершил»

23 августа в последний день на посту председателя Валерий Колабутин говорил о том, что за пять лет работы в системе все-таки удалось многое изменить. Прежде всего, систему закупок льготных препаратов — только за первый год вместо одного поставщика льготных лекарств («Империя-Фарма») появилось более ста, что позволило снизить цены на препараты для льготников и увеличить объемы закупаемых за государственный счет препаратов. Валерий Михайлович напомнил коллегам о том, что надо сохранить и развивать начатые при нем программы государственно-частного партнерства (офисы врачей общей практики, участие частных клиник в программе госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи…), и хотя бы накануне Дня медицинского работника вспоминать о корпоративности, которая только начала появляться в медицинском сообществе Петербурга.

Валерия Колабутина — единственного из всех председателей комитета по здравоохранению за его историю чиновники провожали аплодисментами. А «Доктор Питер» спросил у представителей медицинской общественности, главных врачей, как они оценивают его увольнение.

При том, что все, будто в один голос, говорят «Валерий Михайлович — очень порядочный и достойный человек», результаты работы оценивают по-разному. Одни говорят: «Его самая большая заслуга в том, что он не мешал работать», другие: «То, что он не имел медицинского образования ему с одной стороны, помогало, с другой — мешало. Ясно одно — поначалу ему тяжело было, но за эти годы он приобрел большой опыт работы в мудрёных медицинских обстоятельствах», «Мы с ним спорили, не соглашались, но он всегда готов был слушать, слышать и делать выводы», «Отработал по-честному, революции не совершил — движения вперед не было», «Плохо, что команда меняется на переправе, нам надо многое из начатого довести до конца, а сумеет ли это оценить новый состав комитета, неизвестно», «Благодаря ему клиника получила толчок к развитию медицинского туризма, телемедицины, технологий реабилитации...».

До конца года осталось совсем немного. Его главной и трудновыполнимой задачей руководители системы называли повышение зарплаты медицинским работникам в соответствии с «дорожной картой». Решить ее только за счет  городского бюджета невозможно. Надо ведь еще и пациентов лечить — на это тоже требуются деньги.

Математик Валерий Колабутин решать эту задачку уже не будет. Этим займутся новые менеджеры.

© ДокторПитер