Люди с дислексией могут быть очень умными, но при этом для них стоит задача по-особому адаптироваться к процессу обучения и коммуникации. Родителям и педагогам необходимо создать для таких детей индивидуальный маршрут в обучении, потому что традиционные методы им не всегда подходят.
Как помочь таким людям, «Доктору Питеру» рассказала Елена Бачурина, психолингвист, полиглот, автор методики стремительного изучения языка.
Психолингвист, полиглот, автор методики стремительного изучения языка
До 10% населения
Исследования показывают, что дислексия затрагивает до 10% населения в любой стране. Как правило, дети с такой проблемой не очень хорошо учатся, потому что у них есть трудности с пониманием прочитанного. Они медленно читают и часто совершают орфографические ошибки.
Основные признаки дислексии:
трудности с чтением;
медленный темп, неуверенность при чтении;
сложности с пониманием прочитанного текста;
ошибки в правописании;
путает буквы, переставляет их местами;
трудности с запоминанием последовательности букв или слов в предложении;
проблемы с организацией мыслей и с усвоением алфавита и фонетических правил.
Причины не изучены
Причины дислексии до конца не изучены, но исследователи полагают, что это связано с различными особенностями мозговой активности. И генетические причины большинством исследователей этой темы называются основными. Исследования, которые, например, провели сотрудники Университета Глазго, показывают, что до 40% детей с дислексией имеют родственников, у которых есть аналогичные трудности.
Для того чтобы определиться, есть ли у ребенка дислексия, специалисты оценивают уровень его чтения и письма с использованием стандартных тестов, а также проводят психологическое тестирование, беседуют и обязательно сравнивают выявленные результаты с возрастными стандартными нормами, проводят интервью с родителями и педагогами для того, чтобы выяснить профиль этих сложностей.
Как поддержать человека с дислексией
Прежде всего надо обеспечить ребенку спокойную и поддерживающую обстановку для чтения и выполнения домашних заданий. Поощрять и признавать его усилия, а не разочаровываться в результатах. Помогать организовывать учебный процесс, использовать яркие и наглядные инструменты планирования, графики, списки задач, выделение текста, отдельных его элементов.
Эффективно будет использовать фонетические методы обучения. Например, метод Ортона — Джиллингем. Современные гаджеты предоставляют таким людям много возможностей. Например, есть текстовый редактор с функцией чтения вслух и программы для распознавания речи. Полезным является использование цветных стикеров или маркеров для выделения ключевых слов, а также разделение текста на более мелкие части для облегчения восприятия.
Совет эксперта
Рекомендую закрывать непрочитанное ребенком поле белым листочком бумаги, а также использовать «метод пальца». Очень многие педагоги это успешно применяют: ребенок пальцем или карандашом ведет по строчке, которую читает. Сначала таким образом отслеживает каждый слог, потом каждое слово и так далее.
Если дислексия есть у взрослых, не бойтесь наедине сами с собой, читая книгу, также использовать этот, казалось бы, детский, но вполне работающий метод.
Отношение меняется
Общественное восприятие дислексии постепенно меняется, и важно понимать, что это ни в коем случае не является признаком низкого интеллекта, это неврологическое расстройство. При этом, конечно, таким людям живется непросто, около 40% людей с дислексией сообщают о своих сложностях в социальной или трудовой сфере из-за непонимания со стороны окружающих.
Что делать, если у близкого — дислексия
Необходимо пройти консультацию у специалиста, чтобы понять, есть ли у вас такой диагноз, и принять это как свою особенность, которая с вами навсегда. Если речь идет о ребенке, то необходимо поощрять его интерес к чтению, выбирать книги по той теме, которая ему интересна, использовать игры, практические занятия для обучения, то есть сделать процесс более увлекательным.
Позволяйте ребенку учиться в своем темпе и хвалить его за усилия. Эти рекомендации могут помочь создать поддерживающую среду для ребенка с дислексией и способствовать его успеху в обучении и социализации. Каждый из этих советов может применить и взрослый человек, у которого есть подобные сложности.
Важно помнить, что дислексия в настоящее время хорошо корректируется за счет обогащения учебной среды и возможности мультимедийности в обработке информации в обучении.