Не всегда родители видят связь между нарушениями речи у своего ребенка и лор-патологиями. Но, как говорят врачи, связь эта очевидна. Элементарно: чтобы научиться говорить, нужен слух — уши. Поэтому это сфера интереса не только логопеда, но и оториноларинголога.
Речь и дыхание носом
Как рассказала «Доктору Питеру» Виктория Ефимова, психофизиолог, руководитель клиники «Прогноз», проблемы с носовым дыханием, которые могут быть вызваны частыми ринитами или аденоидами, могут косвенно ухудшать развитие речи. Специалист объяснила, как это происходит.
Если ребенок плохо дышит носом, его мозг будет недополучать кислород — может возникнуть гипоксия. Сначала временная, а потом, если полноценное дыхание не восстанавливается, и хроническая. В итоге ребенок становится невнимательным, вялым или возбудимым, у него начинает страдает память. Всё это может мешать и речевому развитию.
При аденоидах, которые не дают возможности дышать через нос, ребенок начинает дышать ртом. Постепенно это становится привычкой, которая приводит к анатомическим изменениям — к так называемому аденоидному типу лица.

психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена
Подробнее о специалисте«В Сети легко можно найти фотографии аденоидного типа лица. И тут проблема не только косметическая: все мышцы, которые необходимы для артикуляции, в этом случае работают не так, как нужно. Если есть еще и неврологическая симптоматика, то „каша во рту“ вместо полноценной речи обеспечена», — поясняет Виктория Ефимова.
Речь и болезни ушей
Чтобы научиться говорить, ребенок не только должен слышать речь других людей. Его слуховая система должна выявлять тонкие различия между похожими звуками.
«Эта работа происходит не в ухе, а в мозге. Но если слух снижен даже незначительно, в мозг будет поступать недостоверная и противоречивая информация», — уточняет специалист.
Сейчас новорожденным проводят скрининг слуха прямо в роддоме, но бывает всякое. Поэтому, если у родителей появились подозрения, что их ребенок плохо слышит, психофизиолог советует не медлить и обратиться за диагностикой в специализированный сурдоцентр.
Но небольшое снижение слуха самим заметить сложно. Например, ребенок может плохо слышать из-за:
хронических отитов. Если он страдает этим заболеванием в период самого активного развития речи — в возрасте до 3 лет, — это может стать одной из причин нарушений его речевого развития;
некоторых генетических заболеваний. Они приводят к потере слуха у детей в возрасте 2–3 лет;
вирусных заболеваний.
«Если у ребенка есть задержка речевого развития, первое, что надо сделать, — проверить слух с помощью аппаратуры. Это актуально уже в 1,5 года, если ребенок говорит менее 10 слов», — советует Виктория Ефимова.
Еще одной частой причиной нарушений слуха у детей в последнее время стали серные пробки. По словам профессора кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена, как ни странно, эта проблема связана с особенностями питания.
«В норме удалять серу из ушей ребенка не нужно — она сама выходит наружу. Этому способствует процесс жевания: крупные жевательные мышцы помогают кусочкам ушной серы продвигаться к выходу из слухового прохода. Но сейчас многих малышей дольше, чем это необходимо, кормят протертой пищей. И это приводит к тому, что мышцы, необходимые для речи, не развиваются как надо, а риск образования серных пробок в ушах возрастает», — говорит Виктория Ефимова.
И тут опять без помощи лор-врача, который удалит эту пробку, не обойтись. Сама по себе она, конечно, не может стать причиной нарушений речевого развития, но может ухудшать слуховое восприятие и самочувствие ребенка.
Нередко в слуховом проходе или носу маленьких детей могут оказаться и инородные тела: детали конструктора, пуговицы, фишки. Об этом тоже стоит помнить. Иногда эти предметы могут находиться в теле ребенка годами, о подобных случаях врачи сообщают регулярно.
Последствия
Если ребенок развивается без особенностей, родителям не надо прикладывать какие-то специальные усилия, чтобы он заговорил. По словам Виктории Ефимовой, как правило, задержки и нарушения речевого развития — это сигнал о том, что с развитием мозга ребенка есть сложности. Лор-патология — только часть механизма подобных нарушений.
«Бывают редкие случаи, когда после лечения отита происходит скачок в речевом развитии ребенка. Это во многом зависит от того, как быстро родители обратились за помощью к лор-врачу. Чем дольше ребенок находится в состоянии, когда не может дышать носом или плохо слышит, тем более серьезными будут последствия для его речевого развития. Особенно если ребенок младше 3 лет», — предупредила специалист.
К тому же после лечения у оториноларинголога могут потребоваться занятия с логопедом, а иногда и помощь ортодонта, если ребенок долго дышал только ртом.
6 и 7 сентября в Петербурге, в конгресс-холле отеля «Санкт-Петербург» (Пироговская наб., д. 5/2), пройдет пятый образовательный форум «Пластичность мозга ребенка — 2025». Это событие объединит ведущих специалистов по неврологии, психологии, биологии и смежным наукам, которые представят новейшие исследования и эффективные практические методы для помощи детям с неврологическими нарушениями. Подробнее можно ознакомиться