Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Называли меня дошколёнком»: врачи дали советы, как подготовить ребенка к школе

До начала учебного года еще месяц, но родителям будущих первоклассников надо было начинать готовиться к школе намного раньше, говорят врачи. Как определить, готов ли ребенок идти в школу и как ему облегчить начало такого важного этапа в жизни? «Доктор Питер» спросил об этом у врачей Консультативно-диагностического центра Педиатрического университета.

5 августа 2019
«Называли меня дошколёнком»: врачи дали советы, как подготовить ребенка к школе
Источник:
Игорь Евдокимов/ Интерпресс

Дмитрий Коростовцев, невролог, заведующий отделением неврологии и реабилитации КДЦ СПбГПМУ

По каким критериям можно судить о готовности ребенка к школе?

Есть такое понятие — школьная зрелость. Это общий уровень развития способностей и здоровья ребенка. Если к 7 годам у ребенка выпали не все молочные зубы — это не говорит о его незрелости. При оценке школьной зрелости врачи учитывают основные нагрузки, с которыми ребенок столкнется в школе. Первая, иммунологическая. Даже дети, ходившие в детский сад, в школе будут контактировать с гораздо большим числом людей — потенциальными источниками инфекций. Поэтому здесь важно понять, насколько его организм готов от них защищаться. Вторая — социальная. У первоклассника появляются новые социальные роли, новый коллектив, учителя — всё это тоже стресс. Поэтому родителям важно правильно выбрать школу, предварительно изучить отзывы о конкретном учителе. Третья нагрузка — учебная. У ребенка появляются новая ответственность, к нему предъявляются новые требования. Как с учетом этих стрессов оценить готовность ребенка к школе? Конечно, родители и сами могут это понять. Но важно хотя бы за полгода до школы пройти профосмотр, на котором врачи комплексно оценят состояние здоровья ребенка и его готовность к школе, в частности.

Как невролог могу сказать, что зрелость зависит от того, чем ребенок страдал раньше. Часто приходят родители и говорят, что их ребенок гиперактивен. После осмотра и консультации с психологом выясняется, что это обычный активный ребенок. То есть, это не патология, которая может привести к социальной дезадаптации. Гиперактивность обычно выражается в суетливой активности, ребенок вскакивает, теребит вещи и перекладывает их с места на место, быстро переключает внимание с одного на другое, он эмоционален и громко разговаривает. Часто у таких детей есть проблемы с моторикой — несмотря на свою активность они неловкие, роняют предметы, падают. Как сопутствующие факторы у них могут развиваться дисграфия (нарушение письма), дислексия (нарушение чтения), речевые проблемы, проблемы с пониманием сложноподчиненных предложений. Если есть такие симптомы, то надо заранее обратиться к неврологу или клиническому психологу. За полгода до школы с такими проблемами не справиться, и в результате ребенок получит в школе еще больший стресс, чем остальные. При этом хочу отметить, что в воспитании гиперактивных детей не надо сдерживать их импульсы, надо научить ребенка управлять собой. Например, с помощью игр, чередующих активность и расслабление.

Родители детей, рожденных в ноябре-декабре, задумываются, когда лучше отдавать ребенка в школу — когда еще не исполнилось 6 или 7 лет, а может, стоит еще год подождать? На какие критерии ориентироваться, чтобы сделать правильный выбор?

Здесь нет однозначного ответа. Одни, без сомнения, и в 6 лет могут пойти в школу, другим лучше год подождать. Это надо оценивать в комплексе. К примеру, у психологов есть несколько коротких тестов, которые позволяют определять школьную зрелость — если у ребенка уровень будет средний или выше среднего, то можно начинать учебу и до 7 лет.

Как лучше делать уроки первоклассникам — в несколько подходов, например, по 15 минут или, наоборот, уделить сразу 45 минут, чтобы ребенок не расслабился и не потерял концентрацию внимания.

Как правило, если ребенок неусидчивый и гиперактивный, то лучше делать уроки в несколько подходов - по 15 минут с перерывами и переключением на другие занятия. У таких детей великолепный интеллект, они всё быстро схватывают и могут успеть за четверть часа то, на что другим потребуется 40 минут. Но через 15 минут их КПД начинает стремиться к нулю, поэтому лучше сделать перерыв. Если ребенок, наоборот, спокойный и медлительный — то можно и 45 минут сидеть за уроками. Но обязательно после школы надо дать ему отдохнуть.

При переходе ребенка из детсада в школу пропадает такой важный элемент распорядка дня как тихий час. Нужен ли дневной сон первоклассникам?

Далеко не каждому первокласснику нужен тихий час. Когда ребенок возвращается после школы домой, надо посмотреть, насколько сильно он устал. Устал и сел смотреть мультфильмы — это самый плохой вариант. Можно почитать ему книжку. Лучше читать монотонно, если через 10 минут ребенок заснет, значит, ему действительно необходим дневной сон. Если нет — просто полчаса полежит и отдохнет.

Многие родители сейчас стремятся разносторонне развивать своих детей, отдают их во всевозможные кружки и секции. Например, те же спортивные или музыкальные школы начинают прием с первых классов. Как обеспечить активное развитие ребенка, но не переборщить с нагрузкой?

Это сложно. Если ребенку до сих пор нужен тихий час, лучше в первом классе ни в какие дополнительные секции не отдавать, иначе он может сорваться. Ко мне приходят родители таких детей, у которых начинаются проблемы — от повышенной утомляемости и головных болей до частых ОРВИ, нарушений в работе ЖКТ. Одна из основных причин - защитная реакция организма на стресс. Родители говорят: «Но ребенку же нравятся занятия!». Даже если нравятся, в 7 лет он не может адекватно оценить возможности своего организма, а под влиянием избыточных нагрузок начинает «рваться» там, где тонко.

Татьяна Царева, врач-педиатр КДЦ СПбГПМУ

Какие показатели «среднестатического» 7-летнего ребенка — например, рост, вес?

Норму можно посмотреть в утвержденных ВОЗ центильных таблицах физического развития детей — она находится в так называемом четвертом коридоре. Всего таких коридоров в таблице семь. Например, для семилетних мальчиков нормой считается средний рост 117-120 см, вес 21-23 кг. Для девочек — рост 116-120 см, вес 20-23 кг. При этом варианты нормы могут колебаться в пределах 3-5 коридоров. Также важно смотреть на индекс массы тела (отношение роста к весу). При осмотре ребенка педиатр определяет его соматотип (тип телосложения) и группу здоровья.

Как подготовить ребенка к школе?

К школе надо постараться ввести в ремиссию хронические заболевания ребенка, если они есть. Кроме того, сделать все необходимые по возрасту прививки. Ну и, конечно, начинать приучать ребенка к школьному режиму не 1 сентября, а хотя бы с августа. Например, вставать в 8-9 утра, а не спать до полудня вместе с родителями в отпуске или в выходные.

Как ранее сообщали в Роспотребнадзоре, школьники младших классов должны спать ночью 10–10,5 часов. Что поможет вечером уложить ребенка вовремя и улучшить качество его сна?

Можно вечером спокойно прогуляться — но не в кинотеатр или по магазинам. Перед сном исключить по максимуму телевизор, особенно если просмотр ТВ оказывает на ребенка возбуждающее действие.
В идеале надо приучить ребенка каждый вечер принимать теплый душ, иногда — ванну. Это снимает напряжение и улучшает сон. Можно перед сном почитать книжку. А вот ужином кормить ребенка надо хотя бы за 1,5 часа до сна — еда перед сном провоцирует нарушения работы ЖКТ, рефлюксы и нарушение моторики.

© ДокторПитер