Для самой системы добровольного медицинского страхования и в целом для негосударственных медицинских учреждений год выдался тяжелым: из-за коронавирусных ограничений сложно было оказывать некоторые виды помощи, приходилось искать новые пути в условиях непростой эпидемиологической обстановки.
— Во втором квартале, когда были запрещены плановые визиты в клиники, выплаты по ДМС, естественно, резко упали, и для страховых компаний это был плюс, — объяснил генеральный директор группы компаний «Капитал-полис» Алексей Кузнецов. — Но когда локдаун завершился, обращений стало намного больше. Если сначала была определенная боязнь посещения медицинских учреждений, то с января этого года прошлогодний отложенный спрос стал реализовываться в полной мере, и выплаты наши тоже начали расти.
При этом Алексей Кузнецов подчеркнул, что коронавирус как особо опасная инфекция не является страховым случаем. Поэтому специально для тех, кто заболел ковидом, в СК «Капитал-полис» была сформирована особая программа лояльности. «После положительного мазка на ковид наши врачи оставались в контакте с застрахованным, при этом рекомендуя, конечно, обратиться в районную поликлинику, — рассказал он. — Затем, если была необходимость экстренной госпитализации, мы вызывали частную «скорую помощь» и старались обеспечивать нашим застрахованным комфортные условия в больнице — в том числе размещение в одно-двухместные палаты». Сейчас программа лояльности включает также реабилитацию на базе собственного медицинского центра компании.
Большие трудности возникли и в цепочке оказания кардиологической помощи по целому ряду причин.
— Мощности стационаров и других медучреждений были перегружены инфекционными пацентами, отданы под лечение коронавируса. Вышли из строя — в том числе из-за болезни — медицинские работники, а среди них оказались некоторые квалифицированные хирурги, другие специалисты, которые занимаются лечением в неотложной ситуации. Был занят и санитарный транспорт, усложнились логистические цепочки, — описал ситуацию исполнительный директор Центра сердечной медицины «Черная речка» Александр Карпухин. – Много мощностей переключилось на ковид. Пострадал и «золотой час» для пациентов с острым коронарным синдромом, уменьшились хирургические мощности для пациентов плановой и экстренной кардиохирургии.
Все вышеописанное привело к тому, что непосредственно в центре «Черная речка» сократился поток пациентов на кардиореабилитацию. Это связано и со снижением мощности тех учреждений, которые находятся «выше» в лечебной цепочке. Другая проблема состояла в том, что кардиопациенты опасались обращаться в любые медицинские учреждения без крайней необходимости, т. к. риск заражения коронавирусом для них был очень велик.
— Вероятно, когда мы подсчитаем точнее смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, то увидим ее рост, — отметил Александр Карпухин. — Это нивелирует эффект, достигнутый в прошлые годы. Мы можем зафиксировать потерю позиций в этом плане, и важно цепочку восстановить. Но проблемы и с транспортировкой, и с эпидемической безопасностью, да и в целом с психологическим состоянием пациентов сохраняются.
Проблемы в оказании плановой стационарной помощи в прошлом году увидел и главный врач ЧУЗ «Клиническая больница "РЖД — Медицина" города Санкт-Петербург» Пётр Громов. По его словам, они продолжались с апреля по июнь. При этом, по его словам, возросло количество экстренных госпитализаций, поскольку большинство государственных стационаров находилось в статусе ковидных госпиталей, и потоки пациентов в результате приобрели другую форму. «Если пациент поступает не в угрожающей для жизни ситуации и его не надо сразу отправлять на операционный стол, то производится первичная диагностика — либо ПЦР, либо экспресс-антиген. При положительном тесте дальше уже работа идет по нормативным документам Петербурга, — рассказал Пётр Громов. — К сожалению, не всегда страховые компании готовы согласовывать экспресс-антиген-диагностику для верификации ковидного статуса».
Сейчас «РЖД-Медицина» занимается также вакцинацией — уже привито 3000 человек.
Социальный пакет
ДМС или возможность медицинского обслуживания в какой-то клинике за счет работодателя — важная часть соцпакета, имеющая большое значение для сотрудников.
— Клиническая больница «РЖД-Медицина» в Санкт-Петербурге активно работает со страховыми организациями — на сегодняшний день у нас заключены договоры с 42 компаниями, и мы готовы к дальнейшему развитию в этом направлении, — сообщил Пётр Громов. — Мы продуктивно работаем по прямым договорам и с юрлицами: например, в прошлом году активно тестировали сотрудников различных организаций, чтобы предприятия могли соблюдать требования по безопасности и допуску к работе. Для этого у нас есть все возможности: своя ПЦР-лаборатория и собственная диагностика на антитела.
Главный плюс работы через страховую компанию, по словам Петра Громова, заключается в том, что она помогает убрать все логистические вопросы. А у работы напрямую с юрлицом главным минусом является ограничение в лимите обслуживания и риск дополнительных расходов.
«Многопрофильная клиника «Сестрорецкая» открылась в январе 2021 года и только начинает работать в системе ДМС, — отметил главный врач клиники Сергей Азаренко, — но также открыта и для сотрудничества напрямую с работодателями для медицинского обслуживания сотрудников.
— ДМС даёт возможность выходить за рамки, устанавливаемые стандартами обязательного медицинского страхования, — пояснил Сергей Азаренко. — Страхователь выбирает страховой продукт либо совместно со страховщиком формирует персональную программу ДМС. Он может выбирать медучреждения для получения нужных ему услуг, не тратить время на стояние в очередях. Медицинская помощь оказывается на высоком профессиональном уровне. Но ДМС обладает не только достоинствами, но и недостатками: за полис придётся заплатить физлицу или его работодателю, ограничено количество доступных процедур, анализов, исследований; есть ограничения по списку медучреждений, по географии действия полиса; а при обращении в медучреждение потребуется согласование страховой компании.
Заключение прямого договора, по словам Александра Карпухина, позволяет работодателям найти индивидуальный подход для тех сотрудников, которые им особенно ценны.
— Не всегда все виды помощи и особенности конкретного пациента можно уместить в рамки какого-либо полиса какой-то страховой программы, — объяснил он. — Во время эпидемии необходимость в индивидуальном подходе ощутимо выросла.
Он рассказал, что у ряда организаций есть традиционные связи с медучреждениями — этим вопросом занимаются, например, отделы социальной защиты, отделы кадров.
При этом, по мнению Александра Карпухина, страховая компания помогает оптимизировать логистику, затраты, быстрее и квалифицированней выбрать медицинское учреждение. «Никакой сотрудник предприятия, никакой кадровик не знает так хорошо медицинские учреждения, как это знают специалисты страховых компаний, — отметил он. — Да, это рассчитано больше на массовый сегмент, поэтому что-то усредняется, но все равно это удобно».
По мнению Алексея Кузнецова, наиболее важным моментом для клиента при выборе между ДМС и прямым договором является цена.
— Но я всегда говорю: заключив договор со страховой компанией, вы можете пользоваться услугами сотни медицинских центров. А чтобы то же самое получить при прямом сотрудничестве, нужно иметь сотни таких договоров, — пояснил Кузнецов.
При этом он отмечает, что страховая компания — это все-таки финансовая структура: заключая договор страхования, она берет на себя финансовые риски. «Организация, заплатив за страховку сотрудников, может «налечиться» на гораздо большую сумму, зачастую так и бывает, — пояснил он. — И если все так будут лечиться, то компания разорится. Поэтому партнеры должны понимать наши задачи: с одной стороны, обеспечить лечение наших застрахованных, с другой — действовать разумно с точки зрения финансов, чтобы не было гипердиагностики, гиперлечения. Важно находить «золотую середину».
Пост-ковидное направление
Сегодня медицинские учреждения, как и страховые компании, осваивают новое направление — реабилитацию после перенесенного коронавируса. Например, «Капитал-полис», по словам Алексея Кузнецова, включил реабилитацию в программу лояльности.
— Мы сейчас имеем дело с пост-ковидом, лонг-ковидом, и не всегда есть прямая зависимость между состоянием человека и тяжестью перенесенного заболевания, — объяснил Александр Карпухин. — Многие предприятия понимают необходимость реабилитации для сотрудников, сами на нас выходят и даже частично оплачивают услуги. Они понимают: чем раньше введут в строй такого человека, тем больше выиграет работа.
Например, по его словам, медицинские учреждения направляют врачей-хирургов с пожеланием, чтобы он через месяц встал к столу. «Технология у нас разработана достаточно четкая, мы понимаем, что делать с такими пациентами, чтобы поставить их на ноги», — отметил Карпухин.
Разработаны программы восстановления и в Клинической больнице «РЖД-Медицина».
— Был запрос со стороны организаций и страховых компаний, с которыми мы работаем, по постковидному синдрому, — пояснил Петр Громов. — В зависимости от преобладающих симптомов у нас есть и программы неврологического профиля, программы восстановления поврежденных легких, а также общей реабилитации для пациентов.
Реабилитация, по его словам, возможна как в рамках дневного стационара, так и непосредственно на предприятиях.
В Сестрорецкой клинике также созданы все условия для реабилитации пациентов после перенесенного коронавируса. Как рассказал Сергей Азаренко, в частности, там есть возможности для всесторонней диагностики, которую выполняют высококвалифицированные специалисты, — КТ, МРТ, УЗИ, своя лаборатория.
При этом Александр Карпухин заявил о важности того, чтобы участник медицинского рынка был профессионалом. «Когда за реабилитацию берется гостиница, спа-центр или база отдыха, то восстановление после серьезного заболевания подменяется неквалифицированной работой, — сообщил он, — поэтому и люди, и страховые компании должны тщательно выбирать профессиональных партнеров».
По его словам, сервис сегодня — это не только вежливость. Должна быть выстроена технология работы с пациентом, удобная для него, и чтобы она имела при этом индивидуальный подход. Поэтому в «Черной речке» есть модули, которые, как кирпичики, складываются в персонифицированную программу реабилитации, подходящую конкретному пациенту.
С новым подходом
Перед участниками рынка ДМС сейчас стоит непростая задача — сохранить клиентов, несмотря на то что бизнес, пострадавший от коронавируса, сокращает расходы.
По словам Алексея Кузнецова, большинство клиентов компании сохранили свои договоры ДМС, а те, кто их прервал в самый сложный период — в основном, структуры розничного бизнеса, — сейчас возвращаются. Если анализировать рынок в целом, то объем сборов по ДМС в России сократился на 5% в 2020 году, а в Петербурге — вырос на 2%. По сути, он остался на уровне 2019 года, и аналогичная ситуация сохранится в 2021 году.
— Конечно, ситуация с ковидом внесла коррективы в ощущения наших клиентов, — отметил Алексей Кузнецов. — Многие из тех, кто были застрахованы, почувствовали в сложной критической ситуации заботу страховой компании. Ведь даже тогда, когда нельзя было пользоваться страховкой, мы находили возможности решать их проблему. Сегодня очень важно, чтобы все наши клиенты чувствовали надежное плечо страховой компании и медицинских учреждений, которые являются неотъемлемой частью ДМС.
— Сейчас подходящий момент для участников рынка ДМС по-новому оглядеться на медицинском рынке города: произошло смещение акцентов, и та инерционность, которая характерна для врачей-экспертов страховых компаний в плане выбора медучреждений, маршрутизации пациентов, должна быть преодолена, — считает Александр Карпухин. — Нужно выбрать новых партнеров, пересмотреть работу со старыми, расставить акценты. Например, еще год назад не было программ реабилитации после ковида, а сейчас есть, и результаты даже лучше, чем мы ожидали.
Пётр Громов также вспоминает, что в прошлом году проседал и поток обращений по ДМС, уходила и часть компаний, работающих по прямым договорам, но сейчас отложенный спрос возвращается.
— Действительно, у нас большое количество болезней было отодвинуто на второй план, но с этой второй роли заболеваемость и смертность никуда не делись, поэтому страховые запрашивают для своих клиентов программы реабилитации, восстановления, нековидного сопровождения.
Алексей Кузнецов считает, что ближайшие несколько лет рынок ДМС будет развиваться не очень быстро, тогда как рынок платных услуг продолжит динамично расти, и спрос на частную медицину, безусловно, станет повышаться.
— Для работодателя ДМС — это сильный аргумент повышения лояльности сотрудников, — напомнил Алексей Кузнецов. — Любой перспективно думающий работодатель не должен отказываться от возможностей, которые дает эта система.
При этом Александр Карпухин отметил, что пандемия в целом повлияла на отношение людей к здоровью:
— Люди уже сейчас четко понимают, что многое зависит от них самих — начиная от коррекции факторов риска и заканчивая своевременным обращением к врачу за помощью, участию в программах страхования и правильному взаимодействию с системой ОМС. Работодатели, в свою очередь, ощутили не только финансовые проблемы, но и трудности из-за выбытия ведущих специалистов.
По его словам, компаниям надо идти по цивилизованному пути и работать со страховыми компаниями, а страховым — развивать спектр услуг, работать над номенклатурой страховых случаев и шире смотреть на потенциальных и реальных участников рынка.
— Мы пережили тяжелый год: первую волну, вторую волну... Но сегодня уже есть понимание, как жить, есть три вакцины, — резюмировал Пётр Громов. — Мы видим возросшую ответственность пациентов, и это радует. Работодатели также меняют отношение к оценке своего трудового капитала, и ДМС — хороший способ его сохранить.
Мария Мокейчева