Последние полгода сложные отношения с ребенком (девочка, 8 лет). В семье есть младший ребенок — 2 года, мальчик. Дочь всегда упрямится, даже когда ей предлагаешь выбор (например, в плане одежды), может выбежать без шарфа на улицу, так как не хочет надевать. Не хочет за собой следить, убирать в комнате; говоришь одно и то же много раз — практически не слушает. Может сжимать кулаки, топать ногами. Времени стараюсь уделять как можно больше: игры, поездки вдвоем, чтение перед сном. Когда никто не видит, может ударить младшего брата, но не признается, что ударила. Игрушки свои почти никогда не дает, агрессивно у него вырывает. Подскажите, как быть, как помочь ребенку, чтобы была ласковее. В хорошем настроении она добрая, делится, обнимает, но и вспышки бывают часто.
Анастасия
Смотрите глубже
— Есть две проблемы, которые проявляются у девочки на уровне поведения, — это протестные реакции на ваши просьбы и агрессия по отношению к брату, — отвечает на вопрос читательницы «Доктора Питера» психолог Дарья Григорьева. — Любое нежелательное поведение ребенка — это поверхностный уровень проблемы, симптом. И для начала я бы предложила вам поисследовать, что за ним стоит на более глубоком уровне.
Начнем с «упрямства». Почему отношения с ребенком сложные последние полгода? А как было раньше? Ваши отношения были проще? Дочь вела себя иначе? Что изменилось в жизни девочки? Она так себя ведет со всеми или только с вами? Ответы на эти вопросы помогут пролить свет на то, чем спровоцировано такое поведение дочери, в чем причина этих реакций. Они могут быть самые разные.
Три возможные причины упрямства ребенка
Если в жизни девочки произошли какие-то серьезные изменения — новая школа или начало обучения (первый класс, переезд и т.д.), то есть большая вероятность, что у нее сейчас кризисный период.
Сложности в учебе или коммуникации с одноклассниками или учителями. Девочка может подавлять и копить какие-то переживания в школе и выливать их дома в безопасной среде с вами.
Дело может быть и в невыстроенных границах в семье. Возможно, у нее пока не сформировались четкие представления о том, что можно, а что нельзя, нет принятия вашего родительского авторитета. Понаблюдайте, на что чаще всего бывают эти вспышки дочери. Если на любое требование и просьбу с вашей стороны, то это, скорее, про границы.
Какой бы ни была причина протестного поведения ребенка, ее важно выявить и проработать на уровне ваших детско-родительских отношений. Для этого стоит обратиться к семейному психологу.
«Злость — это территориальная эмоция»
— Что касается агрессии по отношению к брату, тут тоже нужно разбираться в первопричинах. Злость — это территориальная эмоция, которая часто проявляется в ответ на нарушение наших границ. Тут важно не настаивать на том, что дочь должна делиться своими игрушками, а формулировать просьбу. Например: «Милая, можно я дам поиграть с твоей игрушкой братику? Она явно ему интересна, смотри, как тянется. Он поиграет чуть-чуть (лучше обозначить конкретное время), потом я заберу ее у него и отдам тебе обратно». Но будьте готовы услышать и принять отказ, с пониманием отнестись к этому решению дочки.
Для профилактики конфликтных моментов, связанных с игрушками, попробуйте разделить их на те, что принадлежат только дочери, игрушки братика и общие игрушки. Проговорите это заранее, а также что делать в ситуации, если братик все же взял вещь дочери без спроса. Например, она может обратиться к вам и вы решите эту проблему, учитывая интересы обоих детей.
Как помочь ребенку
— Очень важно помочь дочери в проживании всех ее чувств и договориться о правилах допустимого и недопустимого поведения. С ребенком, проявляющим позитивные эмоции, нам всегда проще находиться в контакте, но намного сложнее делать это, когда ребенок в ярости, сильной грусти или обиде. Но и в эти моменты дети нуждаются в нас не меньше, а может, даже и больше. Каждому ребенку важно знать, что родители принимают его в любых его эмоциональных состояниях и настроениях.
Нужны четкие правила
— Правила нужно установить заранее в спокойной обстановке. Ребенок должен понимать, что можно, а что категорически нельзя; каким способом допустимо, а каким нет выражать свои сильные эмоции; почему нельзя и какие будут последствия при нарушении правил. При введении таких правил надо пользоваться принципом трех «П»: они должны быть понятны ребенку, последовательны (всегда нельзя) и предсказуемы (это про последствия).
Психологический прием
— Злость — базовая эмоция, ее важно осознать и прожить. Родитель — это тот человек, который может помочь в этом ребенку, «контейнировать» его эмоции. Вот пять шагов, как применять этот психологический прием.
Распознавать эмоцию — осознать, что чувствует дочь и чем вызвано это чувство.
Назвать эмоцию — «Я вижу, что ты злишься».
Поддержать дочь — «Я понимаю тебя, это правда злит».
Принять и разделить ее эмоции — «Я бы тоже разозлилась, если бы…» или «Злиться — это нормально, все люди иногда злятся…»
Когда эмоции «сконтейнированы», их интенсивность у ребенка уменьшается, он готов нас слушать.
Озвучить правила поведения, сказать о том, что для вас недопустимо в поведении дочери (но не в чувствах!): «Ты имеешь право злиться, но бить братика недопустимо! Как бы ты могла справиться со своей злостью иначе?»
Помогите дочке найти подходящие способы выражения злости в безопасной для себя и окружающих форме. Ее можно прокричать, прорычать, пропрыгать, протопать, скомкать и порвать бумагу и т.д.
Так вы поможете дочке справиться с ее эмоциями, а правила допустимого и недопустимого поведения стабилизируют ее со временем. Правила — это границы. Нам намного устойчивее и спокойнее, когда есть на что опереться.