Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В специальных отделах диабетикам продают вовсе не безвредные для них продукты

Экспертиза кондитерских изделий с сахарозаменителями показала, что заявленная на этикетках пищевая ценность большинства из них не соответствует действительности. А ведь для многих потребителей, в том числе для пациентов с диабетом, эти данные жизненно важны.

15 декабря 20163
В специальных отделах диабетикам продают вовсе не безвредные для них продукты
Источник:
Сергей Ермохин/ ДП

В Петербурге проживает больше 100 тысяч пациентов с сахарным диабетом, которым врачи категорически не рекомендуют употреблять сахар, повышающий уровень глюкозы в крови. Приходится выбирать продукты на сахарозаменителях. Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль» проверила качество таких кондитерских изделий.

Сушки, печенье, сухари, мармелад, зефир, изготовленные на основе сахарозаменителей, были приобретены в магазинах Петербурга и направлены в испытательную лабораторию «ПЕТЭКС» на независимую экспертизу.

Могут ли пациенты с диабетом позволить себе употреблять хоть один из образцов, прошедших экспертизу? Специалисты Межрегиональной общественной организации «Российская диабетическая ассоциация» (РДА), изучившие результаты проверки, делают категоричный вывод: не могут.

— Надписи на этикетке типа «без сахара», «на фруктозе», «с фруктозой», «обогащенные», не будучи подтвержденными соответствующими исследованиями, вводят в заблуждение потребителей, в особенности страдающих сахарным диабетом, ожирением и метаболическим синдромом, – подчеркивает президент РДА, врач-диабетолог Михаил Богомолов.

На этикетках образцов нет важной для потребителя информации, а та, что есть, не всегда соответствует действительности. Например, информация о содержании углеводов в семи из десяти проверенных образцов отличается от фактических данных, полученных с помощью лабораторного анализа. Углеводы – это как раз то, что важно при подсчете «хлебных единиц» для пациента с диабетом.

В вафельных трубочках «Вереск» (ООО «Вереск», Ленинградская обл.) вместо заявленных 55 г оказалось сразу 62,7 г. Повышенное содержание углеводов также обнаружено в мармеладе «Di&Di» (ООО «Корпорация «Di&Di» (СПб), зефире «Лянеж» (ООО «Кондитерская фабрика «НЕВА», СПб), печенье молочном «Петродиет» (ООО «Торговый дом «ПЕТРОДИЕТ», Ленинградская обл.), сушках «Здоровка» (ООО «Лакомка СПб», СПб) и сухарях «Славянские» от ОАО «Комбинат «Волховхлеб» (Ленинградская обл.).

— Наибольшее превышение количества углеводов по сравнению с данными, указанными на этикетке, отмечено для образцов торговых марок «Di&Di», «Петродиет», «Вереск». Искажение данных может затруднить подбор соответствующих дозировок сахароснижающих лекарственных препаратов для потребителей с диабетом, – считает диабетолог Михаил Богомолов.

Продукты без сахара или с его заменителем выбирают еще и те, кто ведет здоровый образ жизни, стремится снизить вес и считает каждую калорию в своем рационе. И для них «лишние» 3–5 г углеводов или жиров могут оказаться существенным фактором.

О чем молчит производитель

Почти все эксперты обратили внимание не столько на выявленные экспертизой отклонения от данных маркировки, сколько на то, чего не хватает на этикетке. Не представлены данные о содержании не усваиваемых углеводов (пектинов и клетчатки), отсутствуют данные о гликемическом эффекте, не сообщается о содержании трансжиров.

— Ни одна из этикеточных надписей анализируемых продуктов не содержала информации для потребителей о рекомендованной норме потребления в сутки на одного человека. Представленные образцы содержали от 6,32 «хлебных единиц», как «Подушечки хрустящие из Мурома на фруктозе», до 8,71, как мармелад «Ди энд Ди», а значит, ни одна из упаковок указанной продукции весом 100 г не может быть съедена в течение суток и должна быть разбита на несколько дней, – подчеркивает Михаил Богомолов.

Доцент кафедры экспертизы потребительских товаров Политехнического университета Петра Великого Людмила Нилова считает, что производитель так называемых функциональных продуктов должен не просто указывать количество углеводов, но и расшифровывать их состав.

— Изготовитель должен писать на этикетке не общее количество углеводов, а конкретно указывать, сколько из них – пищевые волокна, крахмал, сахароза, фруктоза. Тогда потребителю легче будет разобраться, опасные это углеводы для него или нет, – говорит Людмила Нилова.

В РДА считают, что производителям специализированных продуктов, к каким относятся и сладости на сахарозаменителях, важно обращать внимание потребителя еще и на содержание кофеина.

Лишь три образца не вызвали нареканий у специалистов лаборатории «ПЕТЭКС». Это печенье сдобное «Чипперс» с добавлением овсяных и ржаных хлопьев на фруктозе (ООО «Диал-К», Калужская обл.), подушечки хрустящие из Мурома на фруктозе (ООО «Фирма «ЛЕВАНТ», Владимирская обл.) и сушка «Диетическая» с маком на фруктозе «Диа Дар» (ООО «Кондитерская фабрика «Сладкая жизнь», Петербург).

О пользе фруктозы

Продукты на фруктозе не являются такими уж полезными, как об этом заявляют изготовители, считает директор Санкт-Петербургского государственного научно-исследовательского института хлебопекарной промышленности РАН Григорий Терновской.

— Я отрицательно отношусь к продуктам на фруктозе. На мой взгляд, они несут в себе большую опасность, чем продукты на обычном сахаре. Фруктоза, как и сахар, превращается в глюкозу и вызывает ожирение. Не случайно в США, где «фруктозный бум» пережили несколько лет назад, сейчас от этого сахарозаменителя отказываются, поскольку считают его одной из причин повышения веса. Не знаю, почему у нас полки забиты продуктами на фруктозе, ведь есть более безопасные и не повышающие сахар в крови подсластители. Фруктоза – это наследие 1960-х годов, когда других сахарозаменителей не существовало. Но сегодня ее использование – это анахронизм! – возмущается Григорий Терновской. – Более безопасными и эффективными подсластителями сейчас являются сукралоза и мальтитол.

© ДокторПитер