Вопрос: «Меня сократили с работы, на которой я проработала 30 лет. Работа мне очень нравилась, был отличный коллектив. Конечно, я боялась остаться без работы: сильно переживала, пропал сон, нервное состояние ухудшилось, ничего не хотелось, ничего не радовало. Работу я себе нашла, но никак не могу привыкнуть к ней — она сильно отличается от прежней. Каждый день иду как на каторгу. Боюсь бросить, потому что пока не нашла другую, более подходящую. Очень устала жить на нервах, также сильно переживаю, не сплю по ночам и пью успокоительные. Как изменить свое отношение к происходящему? Как обрести спокойствие и снова научиться радоваться жизни?»
Читательница «Доктора Питера» Марина, 50 лет
На эту ситуацию можно посмотреть с нескольких сторон.
Первая — сторона выгод. Почему мне выгодно так печалиться и горевать по поводу изменений в моей жизни? Почему выгодно быть в депрессии? Это сложный вопрос, и не всегда на него человек может сам дать ответ. Тут, скорее, нужна помощь психолога, чтобы в этом разобраться, понять. Но если вы сможете преодолеть это непонимание и найдете свои выгоды — ситуация в корне изменится.
Вторая сторона — достаточно банальное неумение проживать адаптацию. Вся описанная ситуация — это ситуация стресса. И поведение человека в стрессе должно отличаться от привычного поведения.
Во-первых, признайтесь себе, что вы попали в стрессовую ситуацию.
Во-вторых, разрешите себе переживать эмоции в этом стрессе. Здесь не будет уместно какое-то геройство и демонстрация выносливости: вам плохо, у вас изменились условия жизни и работы — и это нормально, что у вас есть негативные эмоции в этот момент.
В-третьих, необходимо подключать дополнительные ресурсы, чтобы суметь этот стресс преодолеть. Здесь есть большой арсенал методов.
Давайте рассмотрим варианты самопомощи для той ситуации, которая есть уже сейчас. Вот средства и технологии, которые могут быть полезны. Их можно попробовать как все вместе, так и по отдельности.
Напишите списком, что именно вам нравилось на прежнем месте работы. Должен получиться конкретный перечень из 10 и более пунктов. Далее каждый пункт перенесите на новое место работы и сверьте — есть ли совпадения? Сколько их?
Составьте список плюсов и минусов нового места работы. На плюсах — фокусируйте свое внимание каждый день. Среди минусов посмотрите — есть те, которые можно исправить, упростить или игнорировать? Как эти минусы можно переделать в плюсы?
Выстройте себе строгий режим дня и отдыха. Депрессивные и грустные состояния очень зависят от нашего режима жизни. В вашем распорядке дня должны быть: постоянное время подъема и отхода ко сну, приемы пищи в одно и то же время, прогулка не менее часа в день, физические упражнения и нагрузки, время на отдых.
Для восстановления ресурсов необходимо делать то, что приносит радость и удовольствие, дает энергию. Составьте свой список таких радостей — в нем должно быть не менее 20 пунктов. Здесь могут быть и какие-то материальные вещи и те, на которые денег не требуется. Каждый день делайте одно дело из списка радостей.
Отдельное внимание уделите своей физической нагрузке. Самое время добавить в свой образ жизни что-то из спорта: фитнес, бассейн, йогу, пилатес, тренажерный зал — выбирайте. Вариантов сейчас много, ценовой диапазон тоже различен (есть даже бесплатные варианты занятий на свежем воздухе в студиях). Сейчас самое время помогать себе через физические упражнения.
Не надо надеяться, что таблетки выведут вас из депрессии! Только вы можете ею по-настоящему управлять. Решите для себя: вы действительно хотите быть в депрессии? Или все же есть смысл это состояние изменить? Начните с этого маленького шага в виде осознания: меняемся или живем так дальше?
Последний рецепт связан с вашей тревогой. Если вы испытываете страх или тревогу — это верный признак того, что ваша психика вас бережет. Она вас хочет сохранить. Научитесь быть ей благодарны за это. Это очень просто. Говорите себе каждый раз при появлении чувства страха или тревоги: «Спасибо тебе мой страх! Ты меня сохраняешь и бережешь! Без тебя я бы не выжила». Вскоре вы заметите, как этот страх уходит. Ведь вы его приняли, поблагодарили. А это значит — он свою функцию выполнил. Если чувствуете, что помочь себе в не в силах, обратитесь за помощью к психологу.
Похоже, вы находитесь в очень непростом периоде жизни. Хорошо бы разобраться, откуда так много тревоги и про что сейчас ваше текущее состояние. Я могу лишь аккуратно предполагать.
Вы пишете, что проработали на предыдущей работе 30 лет, а это достаточно большой срок. Для нашей психики увольнение приравнивается к утрате. Вы потеряли работу, которая долгие годы занимала большую часть вашей жизни, и проживание утраты требует большого количества времени — в психологии это называется работа горя, и ему очень важно дать место, поплакать и погоревать. Отгоревав и попрощавшись со старой работой, вы сможете освободить место в психике для нового — вашей новой работы или другой, если в процессе вы все же ее смените.
Вы также пишете, что вас на просто уволили, а сократили. Возможно, что в ответ на это внутри поднимается много злости. Ей также важно дать место. Вы имеете право злится на тех, кто принимал такое решение.
Горе — это процесс и работа психики, а значит не стоить ждать быстрого результата.
Чтобы работа началась, нужно создать себе условия для встречи с чувствами и их проживания.
Вы должны находиться в покое. Важно дать себе побыть в «трауре» по старой работе. Такой возможности может и не быть, ведь вы вышли на новую работу, значит, время для горевания нужно целенаправленно организовывать и сочетать этот процесс с повседневной жизнью. Посвятите этому 15-20 минут в день. Например, вечером перед сном. Важно, чтобы вы были в уединении и вас не отвлекали. Соприкасаться с утратой можно через воспоминания, символы (предметы, которые у вас бы ассоциировались с работой), фотографии. Вы можете вспоминать случаи, произошедшие там с вами, коллег, выражать те чувства, которые будут приходить (например, плакать или браниться).
Через какое-то время можно начать пробовать искать ресурсы и задавать себе вопросы:
Как мне сейчас на новой работе?
Хочу ли я оставаться в этой сфере? Если да, чем она для меня привлекательна. Если нет, чем она меня не устраивает?
Чем еще, кроме этой работы, я могу заниматься? Если это другая сфера, то как мне туда попасть? Кого я могу попросить о помощи.
Важно помнить, что поиск ресурсов невозможен без хотя бы минимальной проделанной работы горя. Чтобы собирать на месте пепелища уцелевшее, нужно сначала осознать тот факт, что на месте вашего дома — пепелище и дома больше нет. Новый дом на месте догорающего пожара мы, увы, построить не в силах.
Шаг №1. Войти в позицию наблюдателя
Я предлагаю для начала сделать небольшое упражнение. Давайте представим, что это не вы ходите на работу, а условная сотрудница, назовем ее Ирина. Сотрудница Ирина 30 лет работала в одной компании, где был отличный коллектив, а потом была вынуждена поменять работу. Зачем мы это делаем? Вы сейчас в своей проблеме ассоциированы. Как только вы погружаетесь в нее, у вас сразу срабатывает поток эмоций, переживаний, возникают разные реальные картинки в голове. И голова, разум, рациональность просто отключаются, потому что наша психика устроена таким образом, что сначала всегда идут эмоции, а уже потом действия, поступки. Классический сценарий срабатывания проблемной ситуации: стимул — реакция.
Чтобы изменить отношение к ситуации, надо понять, что происходит и, собственно, на что менять. Для этого нужна пауза. То есть сценарий такой: стимул — пауза — реакция. Что происходит? Как я реагирую? Как я хочу реагировать? Что мне для этого нужно сделать? И тут очень сильно помогает диссоциация, когда вы отходите от проблемы и смотрите на нее со стороны. Для этого мы и представляем некоего другого человека, другую сотрудницу.
Шаг №2. Определить цель и смысл
Давайте определим, для чего Ирина ходит на работу? Что она ей дает? Просто деньги, самореализацию или что-то другое? Здесь мы можем понять смысл трудовой деятельности. Тогда в кризисный момент переживаний мы можем себе напоминать, например, «я ищу работу, а тут я просто ради зарплаты».
Если же вы на работе не только ради денег, можно попробовать что-то изменить. Задайте себе вопрос: «Что самого невыносимого в моей работе? Что вызывает наиболее сильные переживания, эмоции, тревогу?». Это может быть коллектив, начальник, сложные задачи и так далее. Определив этот круг, можно с ним что-то сделать. Если вас не принимает коллектив, подумайте, как расположить к себе коллег. Если не устраивает начальник — как себя вести, чтобы найти контакт с ним. Основная задача — не бежать с работы, а понять, что не нравится и постараться сделать так, чтобы вам на ней было комфортно.
Очень часто мы на эмоциях уходим с одного места в другое, думаем, что в нашей жизни что-то изменится, но этого не происходит. Если у вас есть какие-то трудности, и вы их не решили, смена места не поможет. Только когда вы распутаете клубок и сделаете свою рабочую деятельность комфортной, решится проблема, а вы получите внутренний личностный рост. Решением может быть эмоциональное отключение от рабочих процессов и четкое следование своим желаниям.
Шаг №3. Научиться быть эгоистом
Любая работа есть работа, но это лишь часть жизни. Есть рабочий график и рабочие задачи, а дальше — личная жизнь. Мы работаем для того, чтобы потом заниматься своими делами, чтобы у нас был доход, который мы могли бы потратить на свои увлечения. Поэтому, если у вас график с 9 до 18, это время своей жизни вы меняете на деньги, вы фактически принадлежите работодателю. Но после 18 часов вы предоставлены самой себе. И самое важное тут — чем вы занимаетесь после окончания рабочего дня? Чем наполняете свою личную жизнь?
Работодатель никогда не купит душу сотрудника и его личную жизнь. Поэтому постарайтесь отключаться от работы, как только уходите с нее. Дальше посвящайте время только себе. Переключайтесь, найдите занятие, которое будет вас радовать, попробуйте то, от чего вы всегда отказывались. Новые эмоции всегда дают заряд бодрости и энергию для жизни.
Можно обратиться к психологу, чтобы вам было легче проработать свои переживания — все-таки смена работы стала для вас достаточно сильным стрессом. Поэтому имеет смысл обратиться к специалистам и пересмотреть свои жизненные ориентиры.