Терпение — прекрасное качество, однако похвастаться им могут далеко не все. Но почему людям так не нравится ждать? Почему мы готовы тратить деньги или делать что-то только ради того, чтобы не тратить время на ожидание?
Этим вопросом заинтересовались ученые Бизнес-школы при Техасском университете в Остине и Чикагского университета. Оказалось, что мы просто не любим держать в голове лишние задачи и хотим поскорее избавиться от проблемы.
Статья о двух исследованиях была опубликована в издании
Эксперты провели семь экспериментов — в лаборатории и в онлайн-формате. В Сети авторы работ просили пользователей оценить уровень нетерпения в различных ситуациях.
Оказалось, что в день президентских выборов в Соединенных Штатах четыре года назад многие начали активнее и сильнее поддерживать понравившегося кандидата. Уже на следующий день, во время подсчета голосов, предвкушение итогов выросло еще сильнее. Причем на тот момент Джо Байден вырвался вперед, но финала голосования ждали и те, кто голосовал за Дональда Трампа.
Многие респонденты признавались, что и в других ситуациях их нетерпение возрастало по мере приближения того или иного события. Например, их томило ожидание появления первой вакцины от ковида и точно так же досаждает долгое ожидание автобуса.
Чем меньше времени было до чего-то долгожданного, тем хуже начинали чувствовать себя люди.
Когда в лаборатории людям предложили выбор между тратой денег или дополнительными усилиями и более продолжительным ожиданием, большинство были готовы отдать и финансы, и силы на то, чтобы закончить с делом поскорее.
Так, многие были готовы заплатить на доллар больше и забыть о необходимости какого-либо действия. Кроме того, респонденты заявляли, что готовы сделать бесплатно на 15% больше, чем их просили, лишь бы скорее избавиться от поставленной задачи.
Люди соглашались выбрать сверхурочно работать перед отпуском, чтобы не делать после возвращения из него отчет, — просто потому, что не хотели думать о задаче во время отдыха.
Ученые предположили, что результаты их исследования могут помочь в маркетинге и менеджменте. Например, службам курьерской доставки явно стоит предупреждать заранее клиентов о возможных задержках. В идеале лучше подготовить клиента к более длительному ожиданию и затем приятно его удивить, чем пообещать доставить к определенной дате и не справиться с этим.
В своих новых работах они хотят сконцентрировать внимание на способах, которые помогли бы людям лучше справляться с продолжительным ожиданием и выбирать для себя самые комфортные стратегии поведения.