Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему в городские больницы вертолеты не летают

Петербургские больницы обзаводятся своими вертолетными площадками. «Для кого и для чего?» - спрашивают читатели «Доктора Питера». Три месяца служба санитарной авиации «Медспас» компании «Хели-драйв» ежедневно с 9.00 до 21.00 ожидает вызовов на спасение петербуржцев. Но их нет. В этом феномене пытался разобраться «Доктор Питер».

29 октября 20159
Почему в городские больницы вертолеты не летают

Пилотный вертолетный проект

Пилотный проект воздушной «Скорой» появился в прошлом году — его начали развивать одновременно в Петербурге и Ленинградской области. Авиакомпания «Хели-Драйв» купила два вертолета, обучила персонал и предложила свои услуги двум регионам. В область вертолет с реанимационной бригадой, состоящей из областных врачей, вылетал спасать пациентов с сосудистыми патологиями в отдаленных районах. Бригада Городской станции скорой помощи вылетала на вертолетах «Хели-драйв» к пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на КАД. Первое время полеты были бесплатными — компания должна была определиться с потребностью и стоимостью своих услуг. По расчетам владельцев вертолетов, стоимость одного летного часа по городу составила порядка 130 тысяч рублей. Исходя из этой суммы и заключили впоследствии контракт. Транспортировка пострадавших в авариях из любой точки кольцевой дороги до НИИ скорой помощи им. Джанелидзе занимала не более 6 минут — вертолеты и бригады всегда были в состоянии 10-минутной готовности к вылету. За год аэромобильные бригады вылетали на ДТП 381 раз, была оказана помощь 218 горожанам, из которых 63 человека — в тяжелом и крайне тяжелом состоянии.

Фоторепортаж

Новый контракт - «утром стулья, вечером деньги»

Когда 30 июня закончился контракт с Петербургом по выполнению авиационных работ, в связи с экономическими и организационными причинами было решено предоставлять услугу в комплексе.  Для ее выполнения на базе «Хели-драйв» была создана служба санитарной авиации «МЕДСПАС». Для определения необходимости в вылете выбрали три критерия — не менее двух пострадавших, переворот или возгорание машины при ДТП, пострадавшие дети.

- Сначала мы предоставляли только авиационные услуги — медпомощь оказывала бригада Городской станции скорой медицинской помощи, - рассказал «Доктору Питеру» руководитель службы санитарной авиации «Медспас» Дмитрий Козырев. - Для выполнения условий нового договора мы лицензировали собственную медицинскую службу, а чтобы не увеличивать стоимость услуги — 130 тысяч рублей в час — оптимизировали расходы и оставили один вертолет для обеспечения города и области. При этом мы «разгрузили» врачей городской скорой, вынужденных раньше проводить целый день в нашем центре в ожидании одного-двух вызовов на ДТП. И ГССМП изменила принцип организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП - сначала на место ДТП приезжает бригада скорой помощи на автомобиле, и только после этого вызывается вертолет, то есть мы выполняем только эвакуацию, а медицинскую помощь оказывают врачи ГССМП. Зачем, если наша реанимационная бригада может делать то же самое? Да и время на эвакуацию увеличивается на порядок.

Если не видно разницы, зачем платить больше?

В августе город заключил с компанией госконтракт на предоставление услуг по санитарно-авиационной транспортировке, в соответствии с которым оплачивать такие услуги будут по принципу «фактически выполненных эвакуаций». То есть за каждый вылет. Но еще с июля полеты практически прекратились. Практически - потому что с того времени воздушную «Скорую» вызвали всего один раз.

Скорее всего, основная причина в том, что стоимость вызова скорой помощи «на колесах» и «на винте» отличается в десятки раз. До июня 2015 года денег, потраченных на вылеты, можно сказать, не считали - любой пилотный проект создается с заранее выделенным на него финансированием. Но в условиях кризиса огромные деньги за воздушную «скорую» город, по всей вероятности, готов выкладывать только в самых сложных и оговоренных в госконтракте случаях.

Хотя в петербургском комитете по здравоохранению сокращение вызовов санавиации объясняют «Доктору Питеру» другой причиной: тем, что необходимости в вызове санитарного вертолета с лета, действительно, не было. Городская станция скорой медицинской помощи сама справлялась с ситуацией. Сеть наземных подстанций «Скорой» помощи расположена так, что с ближайшей к месту ДТП подстанции высылается бригада, своевременно доезжающая до места ДТП на кольцевой, — в среднем за 14 минут, то есть помощь пострадавшие получают точно не позже, чем от бригады санавиации. А среднее время от вызова до доставки в больницу тоже составляет около получаса — благодаря, в том числе расположению травмоцентров I и II уровня в разных районах города. По данным комздрава, с 1 августа по 20 октября в часы дежурства авиамедицинской бригады городская «Скорая» госпитализировала с КАД всего 6 тяжелых пациентов, которым была вовремя оказана необходимая помощь. Вызывать же санитарный вертолет, по мнению медиков, есть смысл лишь при больших пробках на дорогах, но в этих случаях их не было.

Кому нужны вертолетные площадки

В то же время петербургские больницы начали обзаводиться собственными вертолетными площадками — деньги на их строительство выделяются из городского бюджета комитету по транспорту. Сейчас в Петербурге работают пока две площадки — в НИИ скорой помощи и 1-й детской городской больнице. Недавно построена еще одна, но уже в федеральной клинике - на крыше нового корпуса Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра (Центра Алмазова). Готовятся к приему пациентов «с воздуха» еще две городские больницы — Александровская и Елизаветинская. Зачем они нужны, если вертолетная санавиация практически невостребована? В комитете по здравоохранению говорят, что увеличение количества вертолетных площадок при больницах нужно для доставки пациентов при ЧП — например, при массовом ДТП с тяжелыми пострадавшими, которых надо будет доставлять сразу в несколько травмоцентров. В этом, собственно, и заключается необходимость в развитии санавиации, которую в комитете называют «перспективным направлением развития в совершенствовании медицинской помощи пострадавшим в ДТП».

Что касается использования санавиации для доставки пациентов с подозрением на инфаркт и инсульт, то в городских условиях для оказания такой помощи нет ни возможности – на городской улице вертолет не посадишь, ни потребности – 15 кардиоцентров круглосуточно принимают пациентов в режиме экстренной помощи во всех районах Петербурга.

Между тем, в Ленобласти проект аэромобильной реанимации набирает обороты. По словам руководства «Медспаса», еще в самом начале проекта для эвакуации пациентов в межрайонные больницы построены 7 вертолетных площадок — в Луге, Тихвине, Гатчине, Лодейном поле, Всеволожске, а также две — в Ленинградской областной больнице. Впервые в истории российской санавиации она спасает пациентов с сердечно-сосудистыми патологиями — и начинает это делать прямо на борту вертолета. Их транспортируют из отдаленных (более 100 км) районов области в сосудистые центры ЛОКБ и Всеволожской межрайонной больницы. Сейчас в планах — экстренная госпитализация беременных женщин с патологиями (на поздних сроках) в специализированные клиники.

© ДокторПитер