Когда мы говорим о рисовании, то на ум сразу же приходят кисточки, фломастеры или карандаши. Это основные инструменты, благодаря которым можно творить на листе бумаги.
Однако, если копнуть глубже, рисовать можно практически чем угодно: целлофановыми пакетами, крупами и даже ладошками. Такое времяпровождение полезно для нейронных связей, помогает справиться со стрессом и раскрыть талант ребенка, убеждена арт-терапевт Ирина Гордеева.
Арт-терапевт, президент РООИ «Творческое партнерство».
В каждой больнице должны быть люди, отдельная от врачей команда, которая лечит счастьем, лечит радостью, лечит смехом
Что такое правополушарное рисование
«Люди часто считают, что не умеют рисовать, потому что их „логический“ мозг (левое полушарие) анализирует и оценивает, создавая страх ошибки. Что делать в этом случае? Изменить подход! Правополушарное рисование помогает переключиться на образное восприятие и интуитивное творчество, отключив внутреннего критика. Процесс рисования помогает снять стресс, почувствовать радость и уверенность в себе», — говорит Ирина Гордеева.
Учимся создавать фон
Вам понадобятся:
кисти и губки;
перчатки;
гуашь или акрил;
холсты или бумага для акварели;
скотч бумажный для рамки и прикрепления бумаги к столу.
Для начала предложите детям раскрасить фон кисточкой, губкой или руками (можно в перчатках). Краски выдавливайте прямо на холст или бумагу. Можно оставить красивый фон или пофантазировать. У ребенка возникла ассоциация? Тогда фон можно смело дополнять!
Кстати, рисовать пальцами и ладошками весело сухой пастелью. Можно натирать мелки прямо на бумагу на маленькой терке, дети с удовольствием делают это сами. Только присматривайте за ними, чтобы не поранились.
Теперь попробуйте освоить техники рисования. Здесь есть варианты как для малышей, так и для школьников.
Интуитивное рисование
Это творческая практика, основанная на спонтанном и свободном самовыражении, без четких правил и критики. Позволяет рисовать не ради результата, а ради процесса, что помогает погрузиться в себя, выразить эмоции и расслабиться.
Краски — любые. Можно включить музыку.
«Просто расслабляемся и рисуем все, что хотим (линии, точки, круги) или просто мажем либо заливаем лист краской. Если складываются образы — замечательно. Но если они не идут, ничего страшного, ведь главное — расслабление», — говорит арт-терапевт.
Живые линии
Техника, развивающая чувство пространства и фантазию. Что делаем? Берем карандаш, маркер или линер, лист бумаги или холст.
Потом закрываем глаза, руками прощупываем границы листа. Расслабляемся, рисуем линию, разрешая руке идти, куда ей захочется. Если оторвали руку от бумаги, но есть желание еще рисовать, начинаем новую линию.
После этого раскрашиваем пространства внутри линий в разные цвета красками или маркерами. Ищем в цветных пятнах образы, внося в процесс рисования элемент игры.
Рисование крупами
Этот вариант прекрасно подойдет для малышей. Такая техника развивает мелкую моторику, восстанавливает нейронные связи.
Материалы:
картон, одноразовые бумажные тарелки или бумага для акварели;
густой клей ПВА в тюбиках;
крупы, желательно разноцветные и разнофактурные — кукурузная, гречневая, пшено, рис, манка, чечевица, нут.
Вам также потребуются плоские контейнеры для круп, чтобы ребенок мог их свободно набирать.
Для начала наносим на картон или бумагу рисунок клеем ПВА. Потом предлагаем ребенку засыпать весь рисунок целиком с горочкой, а не насыпать крупы по контурам рисунка — это важно!
«Можно солнышко засыпать кукурузной крупой, домик — гречкой или всеми крупами вместе — как хочется», — поясняет Ирина Гордеева.
Через 8-10 минут ссыпаем крупяную горку. У вас появляется готовый рисунок!
«Брызги радости»
Такая техника помогает выплеснуть напряжение на бумагу, глубоко расслабиться и получить большое удовольствие от процесса. Отлично развивает образное мышление.
Материалы:
акварель;
акварельная плотная бумага;
тонкие синтетические кисти;
широкие кисти из щетины.
Процесс шаг за шагом
Вначале акварельную бумагу надо намочить кистью, чтобы она хорошо напиталась влагой.
Затем ребенок должен сам выбрать цвета — любые, какие ему захочется.
Когда выбор будет сделан, нужно окунуть кисть из щетины в баночку и брызгать на бумагу.
Затем взять следующий цвет и сделать то же самое.
«Важно принимать любой цвет настроения ребенка, пусть брызгает красными и черными красками, если он этого хочет. Ведь он выплескивает на бумагу все, что накопилось внутри. И необязательно настроение должно быть радужным, оно может быть любым», — говорит арт-терапевт.
Как только ребенок использует все желаемые цвета, посмотрите вместе на картину с брызгами, поищите образы. Можно что-то дорисовать тонкой кистью. Если цвета использованы мрачные и темные, спросите, что ребенок хочет сделать с
рисунком. Оставить? Или, может быть, разорвать, смять? Поддержите его в любом желании!
Предложите ребенку нарисовать еще картину. Можно не сразу, а на следующий день. Вы увидите, что цвета будут ярче и спокойнее, чем в первый раз.
Ирина Гордеева поделилась рисунками детей, с которыми занималась арт-терапией. Все юные художники — пациенты онкологических отделений. С помощью рисования они учатся общаться, выражать свои эмоции, поддерживать друг друга и радоваться успехам.
«Море счастья»
Эта необычная техника позволит ребенку посмотреть на рисование совсем под другим углом. Она отлично развивает творческое мышление, прокачивает воображение и в целом позитивно сказывается на когнитивных способностях.
Материалы:
гуашь;
бумага А4;
целлофановые пакеты;
кисти;
влажные салфетки.
Процесс шаг за шагом
Целлофановый пакет намазать синей, фиолетовой, бирюзовой и белой краской.
Наложить его на бумагу, погладить сверху пакет пальчиками. Заострите внимание ребенка на том, как красиво растекаются краски.
Когда уберете пакет, получатся настоящие волны.
Обмакните подушечку большого пальца в две краски (желтую или оранжевую и
белую), не смешивая их, поставьте отпечаток на волнах — получится рыба.Теперь дорисуйте ее. Мизинцем напечатайте плавник, средним пальцем — хвост рыбы. Глаза отпечатываются тупым концом карандаша.
«Дружные ладошки»
Еще одна техника, которую любят малыши. Отлично развивает воображение, помогает концентрироваться, фантазировать и просто поднимает настроение.
Материалы:
гуашь;
бумага А4;
кисти;
влажные салфетки.
Процесс шаг за шагом
Ладошки ребенка покрываются разной краской. Он ставит отпечатки на одном листе бумаги. Потом родитель говорит: «Твои ладошки — левая и правая — разные, но они хотят подружиться. Как мы их подружим?»
И вот здесь надо дать ребенку полную свободу действий.
«Ребенок может дорисовать пальчиками им глазки, улыбки, превратить в петушка и курочку. Можно разрисовать веселый фон вокруг, сделать полянку и цветы. В итоге для вас важно именно подружить ладошки», — поясняет эксперт.
«Кляксы и образы»
Еще одна техника на развитие фантазии, которая также позволяет хорошенько напрячь мозг. Ребенок погружается в процесс — будет интересно как детсадовцам, так и младшим школьникам.
Материалы:
гуашь;
бумага А4;
кисти;
ложечки, чтобы доставать краску из банок.
Что делаем
На бумагу выкладываем ложками гуашь разных цветов — их должен выбрать ребенок.
К ним обязательно добавляем белый цвет.
Сверху накладываем второй лист и аккуратно приглаживаем руками.
Затем снимаем верхний лист и внимательно смотрим — там появятся отпечатки разной формы.
Включаем фантазию! Нужно найти образы в кляксах и дорисовать тонкими кистями. Получаются диковинные рыбы, цветы, жар-птицы, слоны… Вы художник и вправе творить все, что вам хочется.