Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Не выходя из комнаты: простое упражнение «для чего я болею» поможет улучшить жизнь

Как разобраться в себе и жизненных перипетиях через анализ своего дома? Например, простое упражнение поможет исследовать наличие вторичной выгоды болезни. Как его выполнить, объяснила психолог.

30 мая 2025Обсудить
болезнь | Источник: iStockphoto
Источник:

iStockphoto

Наш дом может дать ответы на вопросы о нас самих, стоит лишь задуматься. Ведь мы заполняем свое жилище не только мебелью и вещами, но и своими психологическими проблемами, несбывшимися мечтами, комплексами и достижениями.

Психолог Ирина Шевцова рассказывает, как разобраться в себе, не выходя из комнаты, в своей новой книге «Дом как Место Силы: психология душевного состояния и домашнего комфорта», которая вышла в издательстве АСТ. «Доктор Питер» публикует два полезных упражнения для самопознания.

Упражнение «Для чего я болею»

Цель: исследовать наличие вторичной выгоды болезни, возможные бонусы, которые можно получить при помощи недомогания. Даже уборка в аптечке может стать инструментом самопознания. Если вас что-то смущает в этой теме, просто пропустите это упражнение.

Источник: издательство АСТ
Источник:

издательство АСТ

  • Сделайте ревизию аптечки: проверьте годность лекарств, их состояние.

  • Каждое лекарство покупалось вами «по поводу» — внезапное заболевание, травма, обострение хронической болезни. Выберете из общей аптечки те, которые предназначались именно для вас.

  • Возьмите пузырек, баночку, тубу или блистер с таблетками и вспомните, что с вами произошло. Задайте себе вопрос: а что было хорошего в моей болезни? Что я получил благодаря этой болезни?

  • Продолжите с остальными лекарствами. Возможно, вы не везде найдете «выгоду», но если это удастся сделать хотя бы раз, вы запустите череду воспоминаний и размышлений. Может быть, ответы придут не сразу.

  • Последний вопрос: а как это можно было получить другим способом, не заболев?

Мой пример: порошки с парацетамолом, срок годности истек 3 мес. назад, а покупал мне их муж прошлым летом. Я умудрилась заболеть в жарком июле. Думаю, поймала вирус в метро, у меня тогда была сломана машина. Я злилась, что ремонт затягивается, а мы хотели съездить на залив на несколько дней.

Что в этом хорошего? Решились сомнения по поводу поездки, на самом деле, ночевка в палатке уже давно не доставляет радости. А тут такая уважительная причина — у меня температура! Еще я смогла за три дня посмотреть все сезоны сериала. Ну и пока я болела, муж помыл окна.

Как я могла это получить без болезни?

Честно сказать, что поеду на залив без ночевки. Попросить мужа помыть окна, я просто не умею это делать так хорошо, как он. Ну и провести день за просмотром сериала время от времени тоже можно.

Упражнение «Истории болезней»

Цель: развивать умение решать проблемы разнообразными способами. Формировать навык обращаться с просьбой и принимать любой ответ.

Составьте список «больных вещей» — это вещи в вашем доме, которым требуется починка. В список могут попасть одежда, обувь, мебель, бытовые приборы и мелкие предметы типа сломанных карандашей или кошелька, у которого разошелся шов.

Если есть возможность, соберите все предметы в одном месте. Если нет, будете работать только со списком.

  • Внимательно просмотрите каждый пункт и ответьте на вопрос: нужна ли вам эта вещь? Если вы честно ответили себе, что нет, просто вычеркиваем ее из списка, вероятно, ее надо будет сдать на утилизацию или выбросить.

  • Напротив каждого пункта напишите, чьими руками можно отремонтировать каждую вещь. Учитывайте навыки, наличие времени на починку. Скорее всего, многое вы сможете починить самостоятельно. Но будут и другие люди — члены семьи, родственники или друзья.

  • В третьей графе напишите материалы и инструменты, которые нужны для починки. Если надо что-то прибрести, позаботьтесь об этом.

  • Самая важная часть — обратиться с просьбой. Если вам это дается нелегко, заранее продумайте, в какой момент вы об этом попросите и как сформулируете свою просьбу. Обязательно скажите, что вы предоставите всё необходимое для починки. Добавьте, почему вы обращаетесь именно к этому человеку.

Например: «У меня плохо работает принтер, он зажевывает бумагу. Не мог бы ты посмотреть, в чём там дело? Понимаю, что сейчас тебе некогда, но, может быть, в выходные? Мне постоянно надо распечатывать документы, без принтера — беда. Доверяю твоему вердикту — можно ли починить или покупать новый».

Просьба отличается от требования тем, что вы готовы к любому ответу. Даже к ответу «нет». Мысленно представьте отказ и смоделируйте свой ответ. Например: «Хорошо, я найду, как решить эту проблему».