Когда из каждого утюга рассказывают о грядущей черной пятнице, огромных скидках и распродажах, невозможно не поддаться ажиотажу. Многие готовятся тратить деньги, ведь товары будут дешевле и получится сэкономить. Но будьте начеку! Есть все шансы, что вы попадете в опасную ловушку.
Спейвинг, или тратономия
Есть такой неологизм — «spaving» («спейвинг», от spend — тратить + save — сохранять). Он отражает тягу людей к нерациональной трате денег на товары со скидкой с целью экономии. По-русски этот термин может звучать как «тратономия» или «эконожирия» — за счет сложения морфем слов «экономить», «тратить» и «транжирить». Такой вариант перевода
Тратономики, или эконожирики, не могут устоять перед распродажами, потому что уверены, что экономят деньги в долгосрочной перспективе. Но на самом деле, поддавшись на «выгодные» предложения, вы, скорее всего, потратите гораздо больше того, что планировали, и в итоге можете купить вещи, которые вам на самом деле не нужны.
«Распродажи подгоняют клиентов, оперируя призывами «Только один день!», «Срочно!», «Не пропустите»» и заставляя думать, что мы упускаем возможность, если не воспользуемся случаем, — объяснила финансовый эксперт Андреа Ворох,
А вот ненужных вещей в дни распродаж и черных пятниц можно приобрести немало, и потом останется только удивляться, зачем вы их вообще приобрели.
«Человек испытывает своего рода кайф, когда ему удается купить что-то выгодно, — признает Андреа. — Но это временный эффект. А вот деньги с карты спишутся безвозвратно».
Как не попасть в ловушку экономии: пять советов
Составьте список реально нужных вам покупок заранее. Не поддавайтесь на предложения о скидке на тот товар, что потом точно будет пылиться на полке. Сверяйтесь с этим списком постоянно — даже после завершения черной пятницы, поверьте, это поможет не тратить лишнего.
Практикуйте «режим ожидания». То есть, когда вы спонтанно решили, что именно это вам надо, возьмите время на «подумать» — например, сутки или до утра. Не приобретайте товар тут же, снимите эмоциональный накал. А еще спросите себя, как вы видите пользу от этой покупки через три, шесть или девять месяцев.
Отъявленных шопоголиков в сезон распродаж может отрезвить удаление всех данных о банковских картах из учетных записей, чтобы не совершать бездумные импульсивные покупки в Интернете.
Проведите аудит своих расходов — проверьте, сколько вы потратили на лишние покупки за последние месяцы, проанализируйте траты в целом и соотношение доходов и расходов.
Если спонтанные покупки — даже по мелочам — поднимают вам настроение, делают счастливее, задумайтесь: может, есть и другие способы справиться с грустью или отпраздновать победы?