Когда мы болеем привычной ОРВИ, то состояние все равно выбивает из колеи: температура, слабость, боли в горле, насморк. Хочется, чтобы кто-то позаботился и поддержал.
Есть люди, которые болеют годами или даже всю жизнь. Некоторые патологии сложно поддаются даже современной терапии или вовсе считаются неизлечимыми. Таким пациентам приходится много времени проводить в больницах, они зависимы от уколов, капельниц и таблеток. Выздоровлению или хотя бы облегчению способствует не только терапия, важно и эмоциональное состояние. Эксперты из Техасского университета
Диагноз может быть любым: как сердечная недостаточность, которую исправит операция, так и онкология в запущенной стадии, где возможно только облегчить состояние и заботиться о человеке в его последние месяцы жизни. Помочь справиться с переживаниями может лечащий врач. От его подхода зависит как настрой пациента, так и состояние родственников, говорят эксперты.
«Серьезная болезнь — это не только вопрос физических страданий, но и эмоциональных. Поведение врача, включая его вербальное и невербальное общение, может усугубить эмоциональные страдания», — говорят ученые.
Некоторые пациенты и их родственники буквально ловят каждое слово врача. Поэтому ученые решили создать список фраз, которые профессионал никогда не произнесет. В составлении участвовали медики, которые как раз делились своим опытом и мыслями.
Какие фразы врач никогда не должен говорить пациенту
«Мы больше ничего не можем сделать».
«Он/она не поправится».
«Вы медленно умираете, процесс не остановить».
«Вы хотите, чтобы вся ответственность легла на нас?»
«Я не знаю, почему вы так долго ждали, приходить надо было раньше».
«Что говорили по поводу вашего диагноза другие врачи?»
«Давайте не будем сейчас об этом беспокоиться».
«Вам повезло, что это всего лишь вторая стадия».
«Курс химиотерапии не помог, все было зря».
Предстоит долгая борьба за вашу жизнь, которую будет сложно выиграть».
Некоторые фразы могут показаться нейтральными. Например, когда врач просит не беспокоиться сейчас. Вероятно, медик действительно хочет успокоить пациента, однако человек, который находится в стрессе, слышит в этой фразе пренебрежение, говорят ученые.
Исследователи рекомендуют не делать резких выводов. Если человек только начинает осознавать, что ему предстоит долгое лечение, то лучше побудить его к откровенному диалогу. Например, доктор может спросить: «Какие у вас есть ко мне вопросы?» Или же сказать: «Мы будем справляться с этой болезнью вместе».
Эксперты также рекомендуют молодым врачам советоваться с теми, кто уже много лет посвятил медицине. Старшие коллеги имеют большой опыт в общении с тяжелыми пациентами, поэтому могут подсказать, как лучше построить разговор.
Кстати
Существуют фразы, которые сразу выдают плохого врача. Не важно, где вы общаетесь с доктором: в государственной больнице, поликлинике или же пришли на прием в частную клинику.
Чего не должен говорить профессионал? Ответы — ЗДЕСЬ.