Вы предпочитаете смотреть фильмы бесплатно, а не покупать подписку, не хотите платить за консультации врачей, а ищете советы на онлайн-сервисах и продукты и одежду покупаете исключительно по акциям и скидкам?
Возможно, именно вы — черри-пикер (англ. cherry picking — «собирать вишенки»). Это человек, который выбирает только самое выгодное, бесплатное или минимально затратное из всех возможных опций, избегая участия в полной покупке или процессе.
«Доктор Питер» поговорил о черри-пикерах с психологом.

психолог, доцент факультета социальной психологии Московского института психоанализа
Установки бедности
«Маркетологи используют по максимуму склонность потребителя сэкономить, привлекая людей акциями и бонусами. В психологии и социологии это явление чаще понимается как патологическая и рационализированная избирательность: „Я просто разумно потребляю“. Психологи видят в этом явлении последствия кризисных факторов. Изменчивый нестабильный мир не дает покоя и чувства безопасности, неопределенное будущее вызывает тревогу», — рассказывает эксперт.
Есть даже целая тема изучения — сценарии бедности. Это глубинная система убеждений и поведенческих стратегий, которая удерживает человека в ощущении нехватки: денег, прав, выбора, достоинства.
«Человек может не быть реально бедным, но живет как бедный — это про ментальные рамки или убеждения, — говорит психолог. — Например, человек уверен, что деньги связаны с опасностью или стыдом, а изобилие подозрительно, ведь если кто-то живет обеспеченно, то он получил всё нечестным путем».
Чаще всего именно такие убеждения приводят к выбору мелких, не приносящих богатство, но дающих временное успокоение и радость действий.
Черри-пикер делает так
Потребляет без участия: берет лучшее, не участвуя в покупке или процессе.
Учится, но не сдает задания.
Получает консультации, но не платит.
Пользуется инфраструктурой, но не вкладывается.
Часами мониторит скидки, выбирает банки ради бонусов.
«Его объяснение для себя и своих неприглядных и мелочных действий такое: мне свойственно рациональное и разумное потребление, а корпорации и торговые сети всегда в выигрыше, поэтому нужно их перехитрить и взять свое», — объясняет психолог Анна Молокостова.
Но как раз в этом и кроется важная разница между черри-пикером и человеком с разумным потреблением.
«Разница в том, что черри-пикер не забоится об экосистеме, не уважает продавцов, производителей и других людей. Его активность не связана с участием и ответственностью в более широком, чем его выгоды, смысле», — продолжает эксперт.
Чем опасно черри-пикерство
Если в человеке изредка просыпается черри-пикер, это совершенно не опасно. Правда, часто со стороны такое поведение может выглядеть смешным или навязчивым. Но если эту философию сделать привычной, то она может сказаться на жизни в целом.
«В более отделенных последствиях распространяется потребительское мышление: всё должно быть для меня, бесплатно, без отдачи, — говорит психолог. — Реклама бонусов и кешбэка легко привлекает потребителей — такая философия будет проявляться и в отношениях, в карьере и в профессии. Но поиск моментальной выгоды не способствует развитию и зрелому отношению к миру».
Что делать, если понял, что сам черри-пикер
«Первое и самое важное, это осознать, что это обо мне, это со мной происходит, — поясняет Анна Молокостова. — Задайте себе вопросы: чего ты боишься? Что ты теряешь, а что выигрываешь? Ответ может удивить: покупаю лишнее, ненужное, зато получаю пару сотен рублей кешбэка».
Важно понять, что правило «взять всёе и ничего не дать» — временное. Это эксплуатация или ловушка. Бесплатно долго никто ничего давать не будет, всегда наступает время отдавать.
«Менять мышление трудно, — говорит психолог. — Пока ребенок растет, мы ему рассказываем, как устроен мир, что такое потребление и обмен, что приносят усилия, а когда их не стоит тратить. Для взрослого человека воспитатель и просветитель он сам. Так что осознаем, понимаем и притормаживаем, если появляется соблазн получить что-то даром».