Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Гадкий я: 5 признаков, что вы — черри-пикер, который может быть неприятен людям

Изменение образа жизни от традиционного к потребительскому породило современного человека, которого называют черри-пикер. Кто это такой и что делать, если обнаруживаешь его в себе?

2 июня 20258
черри-пикер | Источник: iStockphoto
Источник:

iStockphoto

Вы предпочитаете смотреть фильмы бесплатно, а не покупать подписку, не хотите платить за консультации врачей, а ищете советы на онлайн-сервисах и продукты и одежду покупаете исключительно по акциям и скидкам?

Возможно, именно вы — черри-пикер (англ. cherry picking — «собирать вишенки»). Это человек, который выбирает только самое выгодное, бесплатное или минимально затратное из всех возможных опций, избегая участия в полной покупке или процессе.

«Доктор Питер» поговорил о черри-пикерах с психологом.

Анна Молокостова
психология

психолог, доцент факультета социальной психологии Московского института психоанализа

Установки бедности

«Маркетологи используют по максимуму склонность потребителя сэкономить, привлекая людей акциями и бонусами. В психологии и социологии это явление чаще понимается как патологическая и рационализированная избирательность: „Я просто разумно потребляю“. Психологи видят в этом явлении последствия кризисных факторов. Изменчивый нестабильный мир не дает покоя и чувства безопасности, неопределенное будущее вызывает тревогу», — рассказывает эксперт.

Есть даже целая тема изучения — сценарии бедности. Это глубинная система убеждений и поведенческих стратегий, которая удерживает человека в ощущении нехватки: денег, прав, выбора, достоинства.

«Человек может не быть реально бедным, но живет как бедный — это про ментальные рамки или убеждения, — говорит психолог. — Например, человек уверен, что деньги связаны с опасностью или стыдом, а изобилие подозрительно, ведь если кто-то живет обеспеченно, то он получил всё нечестным путем».

Чаще всего именно такие убеждения приводят к выбору мелких, не приносящих богатство, но дающих временное успокоение и радость действий.

Черри-пикер делает так

  1. Потребляет без участия: берет лучшее, не участвуя в покупке или процессе.

  2. Учится, но не сдает задания.

  3. Получает консультации, но не платит.

  4. Пользуется инфраструктурой, но не вкладывается.

  5. Часами мониторит скидки, выбирает банки ради бонусов.

«Его объяснение для себя и своих неприглядных и мелочных действий такое: мне свойственно рациональное и разумное потребление, а корпорации и торговые сети всегда в выигрыше, поэтому нужно их перехитрить и взять свое», — объясняет психолог Анна Молокостова.

Но как раз в этом и кроется важная разница между черри-пикером и человеком с разумным потреблением.

«Разница в том, что черри-пикер не забоится об экосистеме, не уважает продавцов, производителей и других людей. Его активность не связана с участием и ответственностью в более широком, чем его выгоды, смысле», — продолжает эксперт.

Чем опасно черри-пикерство

Если в человеке изредка просыпается черри-пикер, это совершенно не опасно. Правда, часто со стороны такое поведение может выглядеть смешным или навязчивым. Но если эту философию сделать привычной, то она может сказаться на жизни в целом.

«В более отделенных последствиях распространяется потребительское мышление: всё должно быть для меня, бесплатно, без отдачи, — говорит психолог. — Реклама бонусов и кешбэка легко привлекает потребителей — такая философия будет проявляться и в отношениях, в карьере и в профессии. Но поиск моментальной выгоды не способствует развитию и зрелому отношению к миру».

Что делать, если понял, что сам черри-пикер

«Первое и самое важное, это осознать, что это обо мне, это со мной происходит, — поясняет Анна Молокостова. — Задайте себе вопросы: чего ты боишься? Что ты теряешь, а что выигрываешь? Ответ может удивить: покупаю лишнее, ненужное, зато получаю пару сотен рублей кешбэка».

Важно понять, что правило «взять всёе и ничего не дать» — временное. Это эксплуатация или ловушка. Бесплатно долго никто ничего давать не будет, всегда наступает время отдавать.

«Менять мышление трудно, — говорит психолог. — Пока ребенок растет, мы ему рассказываем, как устроен мир, что такое потребление и обмен, что приносят усилия, а когда их не стоит тратить. Для взрослого человека воспитатель и просветитель он сам. Так что осознаем, понимаем и притормаживаем, если появляется соблазн получить что-то даром».