Существуют четко прописанные сроки оказания конкретной медицинской помощи по ОМС. Но на практике в поликлиниках их часто не соблюдают — по самым разным причинам. Даже если пациент с гипертонией пожалуется на тяжесть в груди и одышку, кардиолог назначит ЭКГ, а потом разведет руками — это все, номерки на УЗИ сердца расписаны на полгода вперед. Точно так же могут «прокатить» с колоноскопией, даже если анализ кала на скрытую кровь окажется положительным. Причем от медиков почти невозможно добиться точных сроков возможного исследования.
В такой ситуации одни пациенты даже не спорят, а идут проверять здоровье в платные клиники, другие пишут гневные письма в Росздравнадзор, ФОМС, Минздрав или ругаются с заведующими поликлиник, ведь промедление может стоить здоровья и даже жизни.
Если отказывают в приеме и обследовании
В первую очередь, если вам отказывают в приеме врача или каком-то обследовании, необходимо обратиться в свою страховую компанию, которая выдала вам полис ОМС. Они обязаны помочь, и абсолютно бесплатно, объясняет эксперт Всероссийского союза страховщиков.
Эксперт Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков
«Например, в случае, когда пациентке отказали в показанной ей колоноскопии, сотрудники филиала страховой компании незамедлительно направили официальное обращение на имя главного врача поликлиники, и уже через два дня женщину направили в многопрофильный консультативно-диагностический центр для проведения колоноскопии с седацией», — рассказывает эксперт Совета по медицинскому страхованию ВСС Михаил Пушков.
Если отказывают в лечении
Нередко пациентам отказывают не только в своевременном проведении исследований, но и в самом лечении. Вот пример из практики. Терапевт выписал пациенту с диагнозом «атеросклероз БЦА со стенозом» направление на лечение в дневной стационар и поставил мужчину в лист ожидания. Пациент добросовестно ждал своей очереди целых два месяца, а потом обратился в филиал страховой медицинской организации. Спустя два дня он уже проходил лечение в специальном отделении своей поликлиники.
«В соответствии с законодательством прямая обязанность страховых медицинских организаций системы ОМС — работать с обращениями застрахованных граждан, — подчеркивает эксперт Совета по медицинскому страхованию ВСС Михаил Пушков. — Страховые представители имеют все ресурсы, чтобы добиться оказания пациентам медпомощи в срок — начиная со звонка в администрацию медицинской организации и заканчивая проведением экспертизы качества медпомощи с последующим применением экономических санкций к медицинской организации в случаях, если установлены нарушения».
Сроки оказания медпомощи по ОМС
Прием участкового терапевта или педиатра — в течение суток (24 часов) с момента обращения.
Врач-специалист (кардиолог, невролог, эндокринолог и т.д.) — не позднее 14 рабочих дней.
Неотложка обязана приехать на вызов не позднее чем через 2 часа.
Скорая помощь — в течение 20 минут.
Срок ожидания проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, УЗИ) и лабораторных исследований (анализ крови, мочи) — не более 14 рабочих дней со дня назначения.
Компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и ангиография — не более 14 дней.
Срок ожидания госпитализации не должен превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления.
При подозрении на онкологию диагностические инструментальные и лабораторные исследования должны быть проведены не позднее 7 рабочих дней со дня назначения исследований.
Ожидание приема врача-онколога — не более 3 рабочих дней.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга