Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований опубликовала
- В качестве научного обоснования дерматоглифического тестирования его сторонники и соответствующие коммерческие компании ссылаются на публикации, которые либо вовсе не имеют отношения к заявляемым услугам, либо содержат принципиальные методические ошибки, необоснованные, некорректные и не имеющие независимого воспроизведения выводы, - считает Евгений Александров. - Кроме того, в рекламных материалах дерматоглифическое тестирование часто отождествляется или иным образом увязывается с генетическим тестированием, к которому оно не имеет никакого отношения.
Такие выводы комиссия РАН по борьбе с лженаукой сделала на основе экспертного заключения, подготовленного специалистами по антропологии, генетике, медицине, биостатистике.
Как отмечают в РАН, в медицине для методов диагностики указывается их чувствительность, специфичность и предсказательность, но в случае дерматоглифического тестирования данных об этих показателях нет. Академики назвали несколько признаков лженауки в приемах, которые применяют для рыночного продвижения этих услуг. Среди них, в частности, претензии на чрезвычайно широкий спектр тестируемых свойств, использование в описании тестов псевдонаучной и неоднозначной терминологии, ссылки на патенты и отзывы клиентов в качестве научного обоснования тестов, непроверяемость качества услуг и отсутствие ответственности за ошибки. Между тем, человек, поверив в результаты тестирования и предложенные ему рекомендации, может навредить своему физическому и психическому здоровью, говорят в академии.
В связи с этим, ученые рекомендуют россиянам не пользоваться платными услугами по дерматоглифическому тестированию и не воспринимать всерьез результаты уже полученных тестов. Также в РАН призывают СМИ отказаться от рекламы и популяризации этих услуг, а организаторов мероприятий — от приглашения представителей компаний, предлагающих дерматоглифическое тестирование и вводящих посетителей в заблуждение. Кроме того, академики просят правоохранителей изучить вопрос о возможном нарушении «предсказателями» действующего законодательства, а Роспотребнадзор - проверить деятельность дерматоглифических компаний на предмет нарушения ст. 12 ФЗ «О защите прав потребителей», определяющей ответственность за ненадлежащую информацию о товаре и услуге. Федеральную антимонопольную службу РАН просит проверить, насколько эти компании нарушают в своей работе закон «О рекламе».
© ДокторПитер