По словам эпидемиолога, заместителя генерального директора «ЦСП» ФМБА России Германа Шипулина, сейчас в стране заболеваемостью ковидом полностью управляет штамм «дельта», вытеснивший всех своих предшественников.
Заместитель генерального директора Центра стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью ФМБА России («ЦСП» ФМБА России)
- Все эти «альфа», «бета», «гамма» и прочие «мю» в России исчезли. Мы видим единичные случаи, и они сейчас не представляют никакой эпидемиологической значимости. Это не значит, что за ними не надо следить, но они редко встречаются. «Дельта» — основной тренд, и мы должны следить за его эволюцией, — сказал журналистам сегодня, 9 ноября, Герман Шипулин.
По мнению специалиста, если и появится в ближайшее время более опасный штамм SARS-CoV-2, это будет вариант «дельты».
- Известно уже более 30 вариантов «дельты». Поскольку «дельта» сейчас основной вариант коронавируса, главные мутационные события будут происходить там. И если какой-то еще более плохой вирус и появится, то это будет, скорее всего, вариант «дельты». Конечно, есть вероятность, что вылезет еще какая-нибудь греческая буква, но с точки зрения молекулярной эпидемиологии, конечно, дельта сейчас представляет основную опасность, — заключил заместитель гендиректора «ЦСП» ФМБА.
По словам экспертов, секвенированием генома SARS-CoV-2 в России занимаются более десятка лабораторий, оснащенных оборудованием последнего поколения. Это позволяет отслеживать ситуацию по новым штаммам в стране в реальном времени и отправлять результаты в международную базу данных EpiCoV GISAID, которую ВОЗ и ведущие мировые исследовательские группы используют для мониторинга глобальной эволюции SARS-CoV-2. Так, по словам Германа Шипулина, вариант «дельта» в ФМБА обнаружили 18 апреля 2021 года, а в лаборатории петербургском НИИ гриппа двумя днями ранее.
Напомним, в октябре стало известно о выявлении в России первых случаев заражения новым штаммом коронавируса AY.4.2 — одной из вариаций «дельты», которую еще называют «ню». Впервые ее обнаружили чуть раньше в Великобритании, где она вызвала беспокойство экспертов. Однако, по мнению молекулярного биолога Ирины Якутенко, «слухи о смерти, в данном случае, „дельты“, несколько преувеличены, как и ужасы нового варианта».