Причина оказалась в очень редком заболевании — псевдомиксоме брюшной полости. По словам Сергея Полуэктова, заведующего отделением абдоминальной хирургии Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена, эта болезнь встречается в 1% случаев всех онкозаболеваний ЖКТ.
Врач-хирург, заведующий отделением абдоминальной хирургии МНИОИ им. П. А. Герцена (филиал НМИЦ радиологии Минздрава РФ), кандидат медицинских наук
«Это следствие развития муциноза в червеобразном отростке, проще говоря, в аппендиксе. В какой-то момент там начинает скапливаться слизь — муцин, который заполняет постепенно всю брюшную полость, и опухоль сдавливает находящиеся рядом органы и проникает в них. В нашем случае опухолевый процесс распространился уже достаточно широко, даже частично задел печень — мы удалили и на ней капсулированный очаг поражения», —
Страшная болезнь развилась до такой степени, что в план операции хирургам пришлось включить 15 пунктов. Женщине требовалось удалить сразу несколько органов в брюшном пространстве, пораженных опухолевым процессом: часть брюшины, правый и левый купол диафрагмы, органы малого таза — матку с придатками и сальником, желчный пузырь, селезенку, правый и левый фоновый канал.
«В определенном смысле нам вместе с пациенткой повезло: раковые клетки не попали в прямую кишку, и ее нам удалось сохранить. Для обеспечения последующего нормального качества жизни это один из важнейших факторов», — добавил оперирующий хирург.
Но на этом поражающая масштабом операция не закончилась, это был лишь первый этап. На втором этапе врачи установили пациентке дренажи для проведения химиотерапии прямо на операционном столе. Но «химия» была необычной — внутрибрюшной. Отдельная бригада врачей-физиков и химиков подвезла к операционному столу и подключила специальный аппарат, нагревающий раствор до нужной температуры в 42 градуса и заставляющий его свободно циркулировать в брюшной полости пациента в течение часа.
Как отметил Андрей Каприн, главный онколог Минздрава и генеральный директор НМИЦ радиологии, внутрибрюшная химиотерапия вошла в практику сравнительно недавно.
Генеральный директор Научно-медицинского исследовательского центра радиологии Минздрава России, директор Онкологического института им. П. А. Герцена, главный внештатный онколог Минздрава России, академик РАН, академик РАО, доктор медицинских наук
Личный сайт«Новейшие методы, такие как хайпек (HIPEС) и пайпек (PIPAС), пришедшие в наши клиники с реализацией нацпроекта „Здравоохранение“, значительно усиливают эффективность хирургических методов лечения и позволяют продлить жизнь пациентам, которым раньше онкологи не могли помочь», — подчеркнул эксперт.
По словам врачей, операция прошла в штатном режиме. А дома женщину уже ждут двое детишек, к которым она сможет вернуться после восстановления.