Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В Центре Алмазова молодого мужчину с пересаженным сердцем вылечили от 80-процентной ковидной пневмонии

За три последних месяца 33-летний житель Вологодской области Андрей Коровин пережил два дня рождения. Сначала пересадка донорского сердца, а чуть позже ковид — поражение легких стремительно достигло 80%. Врачи НМИЦ им. Алмазова дважды «вытащили» сложного пациента и на завтра готовят его к выписке.

22 марта 2021
В Центре Алмазова молодого мужчину с пересаженным сердцем вылечили от 80-процентной ковидной пневмонии
Источник:
Кардиолог Юлия Сазонова осматривает пациента

В декабре прошлого года кардиохирурги НМИЦ им. Алмазова пересадили Андрею донорское сердце. Молодой мужчина немногословен, рассказывая свою историю:

— Работал дальнобойщиком, все болезни переносил на ногах. Со временем начали отекать ноги, появилась одышка. Когда стало совсем тяжко, обратился в поликлинику. Там дали мочегонное против отеков, а потом заведующая вызвала скорую и меня отправили в больницу. Там уже кардиологи поставили диагноз. Сердце было слишком увеличено плюс большая масса тела. В итоге направили в Петербург, в Центр Алмазова. Уже здесь собрали анализы и сказали готовиться к пересадке сердца.

У Андрея оказалась дилатационная кардиомиопатия. Дилатация — расширение. Из-за особенностей развития сердечная мышца — миокард не может нормально сокращаться, с увеличением нагрузки постепенно растягивается и приводит к расширению полостей сердца. По словам кардиологов, это заболевание чаще всего встречается у молодых.

— Пусковым механизмом к манифестации клинических проявлений дилатационной кардиомиопатии может стать любая перенесенная инфекция — даже обычная ОРВИ. Но и без инфекционных болезней сердечная недостаточность рано или поздно себя проявляет — обычно это происходит в 20–40 лет, — объясняет Светлана Урина, врач-кардиолог НМИЦ им. Алмазова. — Самый главный и частый симптом — одышка при физнагрузках, которые раньше человек переносил легко. Со временем толерантность снижается, и одышка может возникать даже в покое. Позже присоединяются отеки, из-за скопления жидкости начинает увеличиваться в объеме живот.

Как объясняют врачи, пересадка сердца нужна не каждому с таким видом кардиомиопатии. Но у Андрея без трансплантации было не обойтись — сердечная недостаточность достигла «высокого функционального класса».

Послеоперационный период протекал сложно — развилась полиорганная недостаточность, почечная дисфункция. Врачам удалось справиться с послеоперационными осложнениями — реабилитация сложного пациента была практически завершена. Но тут — новое испытание: Андрей заразился коронавирусом. Его срочно перевели в Лечебно-реабилитационный комплекс НМИЦ им. Алмазова на проспекте Пархоменко, перепрофилированный под ковид. Как рассказывают врачи, буквально за неделю из среднетяжелого пациент перешел в категорию крайне тяжелых — поражение легких быстро достигло 50%, а потом и 80%. Но даже в таком состоянии Андрея не могли перевести в реанимацию — лечили на отделении, подключив к высокопоточной кислородотерапии.

— Мы стараемся не переводить таких пациентов в реанимацию без абсолютных показаний, поскольку там сконцентрированы тяжелые пациенты, в том числе с бактериальными осложнениями. А контакт с лишней инфекцией для тех, у кого изначально скомпрометирован иммунный статус, — большой риск, — говорит Светлана Урина.

Все перенесшие трансплантацию органа получают иммуносупрессивную терапию — лекарства для подавления иммунитета.

— Иммуносупрессивная терапия — это как «шапка-невидимка», которую мы надеваем на донорское сердце, чтобы собственная иммунная система пациента не видела пересаженный орган и не отторгала его. Любая другая терапия должна учитывать постоянный прием иммунодепрессантов, — говорит младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории торакальной хирургии Центра Алмазова, врач-кардиолог Юлия Сазонова.

Поэтому оптимальную тактику лечения подбирали сообща. «Было много дискуссий», — вспоминают специалисты. Дело в том, что набор лекарств при тяжелой форме COVID-19 пациентам после трансплантации органов ограничен — часть из них просто противопоказана. С другой стороны, в борьбе с коронавирусом у них есть свои преимущества. Обязательный прием подавляющих иммунитет препаратов защищает их от развития смертельно опасной реакции иммунной системы при COVID-19 — цитокинового шторма. Совместная работа врачей дала результаты — всего спустя неделю Андрей пошел на поправку, а вскоре он вновь вернулся в главный корпус Центра Алмазова на улице Аккуратова —для завершающего курса реабилитации.

— Чувствую себя гораздо лучше, высыпаюсь, нет отечности. Всё, включая вес, вернулось и стало, как было 6 лет назад, — говорит Андрей. — Большое спасибо всем врачам Центра Алмазова, которые помогли мне встать на ноги и продолжить жить — дали мне второй шанс».

По словам медиков, завтра Андрея выпишут, и он сможет поехать домой.

В этом году в НМИЦ им. Алмазова пролечили трех пациентов после трансплантации сердца, заболевших COVID-19. По словам врачей, у двух других — женщин 38 и 42 лет — коронавирусная инфекция протекала относительно легко — без поражения легких и дыхательной недостаточности.

© ДокторПитер