Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Эксперт РУСАДА: Спортивная медицина в России выживает, а допинг остается мировым злом

Прославленного биатлониста Евгения Устюгова лишили золотой награды Олимпийских игр в Сочи-2014. Спортсмен был признан виновным в употреблении запрещенного анаболического стероида оксандролона. На фоне изгнания российской сборной из мирового спорта, это событие кажется уже рядовым. «Доктор Питер» выяснил, какой допинг «едят» спортсмены, и чем это чревато, кроме дисквалификации.

21 февраля 2020Обсудить
Эксперт РУСАДА: Спортивная медицина в России выживает, а допинг остается мировым злом

«Включать» нужные гены  

Первый допинг принимали еще древние греки - во времена первых Олимпиад до нашей эры: ели яички разных животных (тестостерон в чистом виде), экстракты мухоморов, чеснок, пили вино, отвары трав. 

На Олимпийских играх-1904 американский марафонец Томас Хикс, далеко оторвавшийся от соперников, по ходу дистанции дважды терял сознание, и дважды тренеры вливали ему в рот какую-то жидкость. После победы Хикса выяснилось, что он пил бренди со стрихнином (экстрактом семян рвотных орешков).

В 30-х годах прошлого века появились амфетамины — психостимуляторы, имитировавшие действие адреналина, которые вызывали огромный прилив сил. Некоторое время организм работал на максимуме. Но сразу после этого, как и после любого наркотика, следовал упадок сил. Спортсмены нередко падали без чувств прямо на дорожках и даже умирали. Больше всего потерь понес велоспорт. В 1960 году на Римской Олимпиаде умер датский велогонщик Енсен. В 1967 году во время велогонки «Тур да Франс» скончался англичанин Томми Симпсон.

В конце 30-х — начале 40-х годов изобрели инъекционные стероиды. Они давали прирост мышечной массы, а эффект от их приема был более длительным. На них «подсели» тяжелоатлеты. В 1955 году был разработан дианабол — первый синтетический тестостерон с анаболическими свойствами, и наступила эра анаболиков. Эти препараты, в отличие от амфетаминов, переносились легче. Спортсмены не умирали на дорожках. Последствия наступали после их ухода из спорта. Увеличивалась печень, давала сбой сердечно-сосудистая система, возникали злокачественные опухоли, нарушалась репродуктивная функция: мужчины теряли влечение, женщины не могли забеременеть и родить. Великий финский бегун на средние и длинные дистанции Пааво Нурми после окончания спортивной карьеры перенес два инфаркта, его парализовало на одну сторону, и умер он слепым и почти глухонемым. Только в конце жизни он признался, что постоянно принимал допинг. 

В 1970-1980-е годы можно было по внешнему виду спортсмена сказать, принимает он допинг или нет. Именно на этот период приходится пик применения анаболических стероидов, говорят эксперты. В аптеках в свободном доступе продавались запрещенные сегодня ретаболил, метандростенолон, сиднокарб. Женщины-спортсменки, принимавшие анаболики, становились похожими  на мужчин, говорили хриплыми низкими голосами. Особенно выделялись спортсменки из ГДР.  Все это продолжалось не просто годами, а десятилетиями. Великий штангист и олимпийский чемпион Юрий Власов в 1987 году сделал сенсационное признание, сказав в интервью: «Примерно с конца 1960 годов в большой спорт широко вошли медицинские препараты, главным образом такие, как  анаболические. Анаболики — это гормональные препараты, стимуляторы биосинтеза клеточного белка. Короче говоря, они сверхинтенсивно наращивают мышечную массу, резко повышают энергию организма. Такие препараты обычно назначают ослабленным, послеоперационным больным, страдающим серьезными заболеваниями. Нащупали это американцы. По-моему американские метатели впервые стали применять анаболики — ретаболил, нерабол… Ныне в обиходе уже куда более мощные препараты».  

Одним из таких мощных препаратов в конце 1980-х стал эритропоэтин, гормон, ответственный за производство красных кровяных телец — эритроцитов. Его полюбили представители циклических видов спорта: велогонщики, лыжники, бегуны на средние и длинные дистанции. Препарат принимали много и бесконтрольно, невзирая на смертельную опасность (гормон сгущает кровь до такой степени, что сердце не может «протолкнуть» ее через себя, и наступает смерть).

Сегодня ученые научились делать генетически модифицированные организмы,  «включать» и «выключать» любой ген в человеческом теле — при этом со стороны будет казаться, будто мышечные клетки работают сильнее из-за изнурительных тренировок. Такой допинг имеет большие преимущества перед всем, что было изобретено до него. Он увеличивает выносливость организма на 60–70 процентов и пока не «ловится». По словам специалистов, как только генная инженерия решит проблему миопатии Дюшенна (тяжелого прогрессирующего генетического заболевания) и можно будет «управлять» мышечным сокращением, появятся спортсмены, прыгающие на два метра с места.  

Несколько научных институтов в стране давно разрабатывают препараты для армии, спецвойск. В 2004 году на таком «армейском» допинге попался капитан «Спартака» Егор Титов, который употреблял психостимулятор под названием бромантан (как писали СМИ, его разработали специально для войны в Афганистане, чтобы повысить выносливость солдат в условиях жары). Очевидно, что и военные наработки генной инженерии будут также востребованы в большом спорте. Более того, препараты генного допинга уже существуют.   Широко рекламируются в Интернете два препарата: GW1516 и AICAR, изобретенные в США. Но пока они малоэффективны и очень опасны. Все последствия их применения до конца не изучены, но известно, что они увеличивают в размерах сердечную мышцу и перестраивают ее работу, что может привести к катастрофическим последствиям. ВАДА уже внесла GW1516 и AICAR в список запрещенных, а Всемирная федерация легкой атлетики на своем сайте сообщила о том, что препараты вышли на нелегальный рынок.  

Олимпиада наркоманов

Громкие разоблачения звезд первой величины произошли в 2016 году, когда хакерская группа Fancy bears взломала базу данных Всемирного антидопингового агентства. Выяснилось, что американские теннисистки сестры Вильямс давно и плотно сидят на наркотиках. Младшая, Серена в 2010-м, 2014-м и 2015 годах принимала преднизолон, оксикодон, гидроморфон. Два последних - обезболивающие психотропные препараты (опиоиды сродни морфину и героину), входящие в запрещенный список ВАДА. Они используются при лечении тяжелых заболеваний, например рака. В России за их незаконное хранение можно получить тюремный срок. Старшая, Винус целых четыре года (с 2010-го по 2013-й) также принимала эти препараты. Еще одна героиня хакерского списка —  лучшая из американских гимнасток Симона Байлз принимала психостимулятор метилфенидат, а в 2012-м, 2013-м и 2014 годах регулярно употребляла амфетамин - препарат, повышающий психическую активность, внимание и концентрацию. Это наркотик, оборот которого уголовно наказуем во всем мире.

Но чемпионок наказывать пожизненной дисквалификацией не стали. Оказалось, у всех троих было разрешение на так называемое терапевтическое исключение (TUE). Его выдают либо национальные, либо международные антидопинговые агентства. Смысл простой — если спортсмен заболел или ему потребовалась операция, то употреблять запрещенные препараты из списка ВАДА можно. Терапевтическое исключение дается на короткий срок и не может действовать пожизненно. Но чем нужно болеть спортсменам, чтобы им разрешили годами принимать наркотики? «У меня диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности, я с детства принимаю лекарства. Я верю в чистый спорт, всегда следовала правилам и буду продолжать играть по-честному», - заявила Симона Байлз в своем «Твиттере». 

При этом российской прыгунье в высоту Анне Чичеровой терапевтическое исключение не одобрили. В 2004 году, получив серьезную травму стопы, она посылала в Международную ассоциацию легкоатлетических федераций (ИААФ) всю необходимую медицинскую документацию и официальный запрос на применение противовоспалительного анальгетика «Амбене», содержащего запрещенный глюкокортикоид. Но спортсменке отказали, заявив, что компетентность российских медиков не вызывает доверия у чиновников ИААФ. 

Норвежцы- «астматики»

На самом деле в России терапевтические исключения выдаются чрезвычайно редко — без преувеличения, по одному в год. До сих пор нет лабораторий, не разработана внятная процедура и регламент утверждения «терапевтических исключений» для спортсменов. Для сравнения — в маленькой Норвегии «справки» выдаются ежегодно сотнями. Норвежские «астматики» давно стали спортивным анекдотом. Ни для кого не секрет в спортивном мире, что норвежские лыжники и биатлонисты перед гонками принимают лекарства от астмы, расширяющие бронхи и тем самым позволяющие выполнять больший по сравнению с другими объем работы. Многократный чемпион мира и призер Олимпийских игр Владимир Драчев утверждал: «Сам не раз видел, как незадолго до старта они брызгали в горло какие-то аэрозоли... В медицинских бюллетенях практически у всех норвежцев, в том числе у знаменитого Оле-Эйнара Бьорндалена, записано, что они больны астмой... Астма опасна для жизни, все астматики находятся под постоянным наблюдением врачей, периодически ложатся в больницы... Норвержцы — нормальные люди, а вся их астма — это липа». Впрочем, сами спортсмены не скрывают прием препаратов. «У меня нет астмы, но я употреблял лекарство от нее, когда это было необходимо со слов врача», — публично признался норвежский лыжник Финн-Хаген Крог. «Да, мы давали препараты здоровым лыжникам, — заявил спортивный директор норвежской команды Видар Лефсхус в интервью телеканалу TV2. — Препараты используются на законном основании и имеют профилактический эффект. Мы хотим, чтобы наши спортсмены и после завершения карьеры не страдали от легочных заболеваний».
В итоге 70% медалей за последние 20 лет во всех зимних видах спорта завоеваны спортсменами с «терапевтическим исключением». Но в России процедура выдачи подобных документов очень сложная.

- Наши спортсмены попадаются на препаратах 1960-х годов, на более современные у наших просто нет денег, - говорит питерский тренер по легкой атлетике, член сборной России, пожелавший сохранить свою анонимность. - Это просто смешно, потому что того же Устюгова поймали на мягком анаболическом стероиде итальянской фармкомпании, который разрешался даже беременным женщинам. Но у нас дешевле принимать допинг, чем заниматься дорогостоящим восстановлением спортсмена. А это элементарная физиотерапия, массажи, сауны. Это адаптогены — разрешенные синтетические препараты. Грамотная диета. Но не каждый спортсмен может позволить себе качественное медицинское спортивное обслуживание. Вот он и выбирает: либо заплатить две тысячи рублей за один сеанс профессионального спортивного массажа, либо купить полоску туринабола (анаболик, на котором часто попадаются наши легкоатлеты), и не одну. 

Поставщики — из Китая

Препараты в Россию сегодня поступают в основном из Китая. В меньшей степени из США. Говорить об объемах «допингового рынка» очень сложно. Поставки формируются, исходя из потребности конкретного спортсмена. Но масштабы можно представить. С 2000 по 2017 год на допинге были только официально пойманы чуть более тысячи российских спортсменов. Огромная цифра. 

- Так можно ли сегодня показывать высокие результаты в силовых и циклических видах спорта без применения стимуляторов? 

- Период с 1970-х годов прошлого века и по настоящее время — это эпоха фармакологической агрессии в спорте, - говорит профессор Михаил Дидур, врач спортивной медицины, штатный эксперт Российского антидопингового агентства (РУСАДА). - Большинство достижений получены с помощью или при участии фармакологических препаратов. Уровень достижений таков, что превысить его очень трудно и порою невозможно. Раздвигать границы возможностей человека как биологического вида без использования фармакологических средств в качестве профилактики, лечения, реабилитации или достижения результата невозможно.

- Насколько дороги восстановители в фармакологии, производятся ли они в нашей стране или их приходится закупать?

- Для восстановительных мероприятий используется очень широкий перечень фармпрепаратов. Большая часть производится за рубежом, но и отечественная фармацевтическая промышленность производит достаточно. Системные восстановительные мероприятия с включением фармацевтических препаратов, специализированного питания и БАДов стоят дорого и может составлять до нескольких сотен тысяч рублей в месяц. 

- Сейчас есть в спортивной медицине развитие, научные открытия, специалисты, наконец?

- «Золотой период» развития спортивной медицины в России пришелся на 1970-1980 годы прошлого столетия. Сейчас период выживания.

- Раскручивание допинговых скандалов помогает в борьбе с применением запрещенных препаратов?

- Грамотная информированность помогает всегда. Обучены и информированы должны быть все члены команды, работающие со спортсменом. Это требование ВАДА и МОК. В то же время, даже целая череда скандалов, длящаяся уже не одно десятилетие, пока не привела к серьезному перелому в области реального применения допинга в спорте. Допинг остается мировым злом для спорта.

Справка

Запрещенный список препаратов 2020 года

Во Всемирном антидопинговом кодексе четко прописан перечень препаратов, субстанций и манипуляций, которые запрещены к применению как в соревновательный, так и во вне соревновательный период. 

  • Не одобренные фармакологические субстанции. Это лекарственные препараты, находящиеся в стадии доклинических или клинических испытаний; лекарства, лицензия на которые была отозвана; медицинские препараты, разрешенные только к ветеринарному употреблению; «дизайнерские» препараты
  • Анаболические андрогенные стероиды
  • Пептидные гормоны, факторы роста
  • Гормоны и модуляторы метаболизма
  • Диуретики и маскирующие объекты
  • Манипуляции с кровью и ее компонентами. Это первичное или повторное введение любого количества крови или препаратов красных клеток крови любого происхождения в систему кровообращения. Или искусственное улучшение процессов потребления, переноса или доставки кислорода. А также любые формы внутрисосудистых манипуляций с кровью или ее компонентами физическими или химическими методами. 
  • Генный и клеточный допинг
  • Стимуляторы — все без исключения
  • Каннабиноиды
  • Глюкокортикоиды
  • Наркотики

Продолжение темы допинга — детского — в следующей публикации.  

© ДокторПитер