Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Профессор НМИЦ им. Бехтерева: Сколько можно пить?

Алкоголизм — это заболевание мозга. Сколько спиртного можно выпить в сутки, чтобы не нажить это хроническое заболевание? А в неделю? Об опасном и безопасном потреблении алкоголя и лечении алкоголизма «Доктору Питеру» рассказал профессор Евгений Крупицкий, заместитель директора по науке и руководитель отдела наркологии НМИЦ им. В.М. Бехтерева.

29 мая 20192
Профессор НМИЦ им. Бехтерева: Сколько можно пить?
Источник:
pixabay.com/ ponce_photography

- Евгений Михайлович, алкоголизм — заболевание, отношение к которому не однозначное. Поэтому нередко можно услышать: «А стоит ли тратить государственные деньги на его лечение?»

- Оно такое же, как и прочие хронические болезни. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), все зависимости - болезни мозга. Так что ваш вопрос о том, стоит ли вообще лечить больных. В гуманистическом обществе, мне кажется, ответ на него однозначный.

В таком заболевании, как зависимость, много значат ее особенности. А термин «алкоголизм» я не использую, он содержит негативную характеристику. Обычно в профессиональной среде заболевание называется «синдром зависимости от алкоголя». Для страдающего им, это меньше похоже на ярлык, который на него вешают.

- Но есть же примеры, когда тот, кто хочет избавиться от алкогольной зависимости, делает это без помощи врачей: говорит себе «нет» и на протяжении всей жизни не пьет.

- Бывает, от нее можно избавиться некими профилактическими мерами, включающими, например, полный отказ от употребления алкогольных напитков. Но так решить проблему могут далеко не все. Во-первых, это возможно только при определенных вариантах течения болезни, а во-вторых, очень многое зависит не только от пациента. Так что когда говорят «сам завязал», как правило, умалчивают о важных событиях, которые поспособствовали этой самой «завязке». Например, человек пережил клиническую смерть и пересмотрел свои взгляды на жизнь. Или перенес инфаркт/инсульт и понял, что если не «завяжет», умрет или станет инвалидом. Мотивация в вопросе «пить или не пить» зависит от многих обстоятельств и имеет решающее значение, при этом речь не всегда идет о жизни и смерти. Это может быть риск потери статуса: например, за рубежом у юристов или у врачей очень хорошие зарплаты. Они могут на них безбедно жить и возвращать кредиты, полученные на образование, а диагноз «синдром алкогольной зависимости» пускает всю жизнь под откос. Чтобы сохранить право практиковать, они, конечно, бросают пить. Но любой человек, сумевший бросить пить усилием воли, осознает, что он делает это навсегда, неважно, под чьим влиянием — семьи ли, коллег по работе или врачей. В противном случае все вернется.

- Есть расхожий стереотип: алкоголик — тот, кого надо лечить, а пьяница — проспится, то есть может пить, а может не пить. А пьет он много. Так чем все же отличается пьяница от алкоголика или между ними можно ставить знак равенства?

- Нет между ними знака равенства. Пьяница - это бытовая категория, четкого научно обоснованного определения у нее нет. Это некий социальный ярлык, который в разных обществах подразумевает совершенно разные формы пития. И то, что характеризует человека как пьяницу в одной стране, является нормой потребления в другой. В странах средиземноморского бассейна, например, выпитая за обедом бутылка вина — обычное дело, в России это явный перебор.

Что касается определения «алкоголик», то оно четкое. Это человек, у которого есть критическое количество симптомов, перечисленных в списке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Если у человека есть три симптома из шести, указанных в классификации, врач уже ставит диагноз «синдром зависимости от алкоголя».

Первый симптом: человек испытывает непреодолимую тягу к алкоголю. Второй: снижение контроля за его потреблением, например, начал и не может остановиться. Третий: синдром отмены, который иначе называют абстиненцией или похмельем (руки трясутся, голова болит, нарастают тревожность, нарушения сна, все это может закончиться белой горячкой). Четвертый: так называемая толерантность к алкоголю, когда требуется постоянное увеличение дозы - человек начинает на пике зависимости употреблять гораздо больше, чем средний человек его возраста и комплекции. Пятый: замена всех жизненных ценностей на поиск возможности выпить. Шестой симптом: когда уже нанесенный вред организму алкоголем (заболевания печени, психиатрические проблемы) не останавливает человека от его употребления.

В классификации ВОЗ есть также диагноз «употребление с вредными последствиями». Это употребление алкоголя, когда синдрома зависимости еще нет, но вред физическому или психическому здоровью уже нанесен. Диагноз устанавливается, если этот вред прослежен и связан с употребление алкоголя. Наверное, к бытовому определению «пьяница» этот диагноз ближе всего, но они не идентичны. Есть пьяница, есть человек, которому поставлен диагноз «употребление с вредными последствиями», есть человек, который пьет на опасном уровне, есть больной с синдромом зависимости от алкоголя, и есть человек, который пьет безопасно. И это всё – разные люди.

- Где граница опасного и безопасного уровня выпиваемого алкоголя?

- По критериям ВОЗ безопасная доза для здорового мужчины весом примерно 80 кг в возрасте от 18 до 60 или 65 лет это 5, а для женщин — 4 стандартные дозы в сутки. Но это не ежедневная «порция». Она должна распределяться в течение недели так, что за 7 дней может быть выпито не более 14 стандартных доз для мужчин, и не более 7 - для женщин.

- Что такое стандартная доза?

- Это 30-граммовая рюмка водки, бутылка пива объемом 0.33, бокал вина сухого - 120 г. То есть мужчина может выпить за неделю чуть меньше бутылки водки (420 г), а женщина — менее половины бутылки водки - 210 г или 840 г сухого вина.

Конечно, каждая доза алкоголя - яд который действует на организм даже в тех дозах, с которыми организм может справиться. Но это расчеты, сделанные на основании способности здорового человека средних лет весом примерно 80 кг метаболизировать, то есть разрушить в процессе обмена веществ соответствующее количество этанола (этилового спирта). Весь спирт, полученный организмом сверх этих доз, уже оказывает токсический эффект. Но тут надо помнить, что с ядом — как с радиацией, никогда не знаешь, в каком объеме он способен навредить конкретному организму, поэтому несмотря на то, что теоретически установлена граница «безвредности», абсолютно безопасных доз не существует. И в любом случае здесь речь идет только о физиологии, а психологические последствия очень индивидуальны. Даже малые дозы алкоголя способны вызвать эйфорию, человек может захотеть на каком-то этапе увеличить их и постепенно потерять контроль. Остается и опасность развития психологической зависимости даже при физиологически безопасном потреблении.

- Это здоровый организм может разрушить, но каждый человек с возрастом, как правило, наживает несколько хронических заболеваний.

- Естественно, для человека с болезнью печени или почек безопасная доза существенно уменьшается, так же, как, впрочем, и для страдающего сердечно-сосудистыми, бронхо-легочными заболеваниями и т.п..

- Даже если человек, не умеющий справиться с проблемой, захочет полечиться, он все равно не торопится в государственные клиники. Потому что за этим обращением последует ограничение в правах — на вождение автомобиля, владение оружием, на получение образования в некоторых случаях, а также на работу в определенных профессиях.

- Если человек понимает, что для него алкоголь стал серьезной проблемой, он идет лечиться платно, потому что в коммерческих клиниках это делается анонимно. В итоге, в негосударственных клиниках продается не столько качественная медицинская помощь, сколько право на анонимное лечение. Мало кто знает, что и у нас, в НМИЦ им. В.М. Бехтерева пациенты лечатся на аналогичных условиях, с той лишь разницей, что платить за него лечение не нужно. И в нашей клинике, и в частной пациент предъявляет паспорт, но данные о том, что он обращался за помощью к наркологу остаются только в медицинском центре, в наркологические диспансеры по месту жительства они не направляются.

- Как попасть к вам на лечение?

- Для этого требуется желание остановиться и паспорт, направления из поликлиники или наркологическогго диспансера не нужно. Мы получили квоты на 2019 год для 600 пациентов. Для нашего отделения в 50 коек это немало – пациент может находиться на лечении в стационаре от 2 недель до 1,5 месяцев в зависимости от ситуации. Обратиться может любой человек, который хочет решать проблемы, связанные с зависимостью. Это может быть синдром отмены (похмелье), сопутствующие расстройства – депрессия, тревоги, нарушения сна. Если человек не пьет, но чувствует, что вот-вот сорвется, в нашей клинике помогут этого избежать и продлить период трезвости.

© ДокторПитер