- Через 3-5 лет системе здравоохранения потребуется другой врач. Ему уже недостаточно много знать - объем знаний в медицине сегодня увеличивается за полгода вдвое. В результате невозможно сегодня готовить человека к тому, что будет через 3-5 лет - мы не знаем, какие ему потребуются знания, настолько быстро все меняется. Уже понятно, что в будущем медицинская помощь будет настолько приближена к пациенту, что на месте, в крупных медицинских центрах будут печатать органы пациенту, создавать протезы, графты… А система подготовки кадров к этому сегодня совершенно не готова, потому что недостаточен вклад в исследовательскую составляющую подготовки врача, - считает академик Евгений Шляхто. - Образовательный эксперимент в НМИЦ им. Алмазова — это не плюс еще один медицинский вуз, это как раз возможность для подготовки нового врача. К этому пилотному проекту мы шли в течение нескольких лет, понимая, что многие врачебные специальности лежат на стыке дисциплин.
Пилотный проект получения высшего медицинского образования по программе специалитета по специальности «лечебное дело» создается совместно с участниками кластера «Трансляционная медицина», в который помимо центра им. Алмазова входят немедицинские вузы. Так, университет физкультуры, спорта и здоровья им Лесгафта ответственен за преподавание физкультуры, преподаватели Химико-фармацевтической академии - за химию, биохимию, латинский язык, за медицинскую физику, математику - Политехнический университет, телемедицину, биоинженерные технологии — ИТМО.
Как говорит участник проекта - ректор ЛЭТИ Владимир Кутузов, безусловно, это эксперимент с рисками, некоторые из них видны уже сегодня, некоторые обнаружатся в процессе работы:
- Но это оправданные риски. Потому что если мы будем обучать студента сегодняшним технологиям, то в итоге получим вчерашнего врача — такова скорость появления новой информации, смены технологий в медицине и она с годами будет нарастать. Без совместной работы задачу подготовки нового врача мы не решим.
Развитие биомедицины, клеточной, генной, доказательной медицины, появление новых информационных технологий, новых материалов, работа с большими данными — все это уже давно началось, а значит, в ближайшее время возникнет потребность в таких специальностях, которых сегодня нет.
Александра Конради, заместитель директора НМИЦ по науке, считает, что основная проблема при внедрении инноваций в систему здравоохранения - недостаточное понимание медицинскими специалистами того, как движется наука в целом, и как она может интегрироваться в медицинские процессы. Она осложняется и на уровне междведомственного взаимодействия, поэтому реформа началась не с медицинского образования, а с медико-биологического и медико-технического. В течение двух лет отрабатывалось междведомственное взаимодействие путем создания образовательных программ в немедицинских вузах.
- Особенности нашей образовательной программы — проблемное (решение конкретных задач/проблем) обучение, командная работа, научная составляющая для формирования аналитических способностей будущего врача, - разъясняет Елена Пармон, директор Института медицинского образования НМИЦ им. В. А. Алмазова. - Сейчас мы готовим документы для лицензирования образовательной программы, готовимся к конкурсу на замещение должностей профессорско-преподавательского состава - хотим привлечь лучшие кадры не только из Петербурга, но и других городов страны. Запланировано индивидуальное обучение студентов за счет формирования малых групп по 7-8 человек так, чтобы за каждым обучающимся были сразу закреплены клинический и научный кураторы. То есть сформируем систему тьюторства, принятую в передовых школах, которые готовят врачей лечебников-исследователей, так называемых врачей будущего.
© ДокторПитер