Какую помощь и кому здесь оказывают, расскажем в рубрике «Клиника в деталях».
Но сначала разберемся.
Психолог, психотерапевт, психиатр: в чем разница?
Решение ментальных проблем зачастую требует комплексного подхода, поэтому в
Психолог — специалист с базовым или дополнительным профессиональным психологическим образованием. Он изучает влияние психического состояния на все сферы жизни — профессиональную, социальную, межличностную и многие другие. Задача психолога — помочь человеку адаптироваться в обществе, научить распознавать свои эмоции, работать с мыслями и переживаниями, разобраться в причинах переживаний, которые могут мешать полноценно жить и развиваться. Конечно, это очень общее описание работы психолога. В деталях она более многогранная и сложная.
Основное отличие психолога от психотерапевтов или врачей-психиатров в том, что он взаимодействует с условно здоровыми людьми без психических расстройств. Однако наличие расстройства не всегда является противопоказанием работы с психологом. Например, в ALVI Clinic многие пациенты наблюдаются у врача психиатра, который контролирует основное расстройство медикаментозно, а параллельно с ним работает психолог. Так пациент получает комплексную помощь и дополнительную эмоциональную поддержку, что благоприятно сказывается на результатах лечения.
Клинический психолог — специалист, закончивший факультет клинической психологии (чаще всего — в медицинском университете). Помимо базовых знаний общей психологии, клинические психологи изучают анатомию и физиологию нервной системы, психиатрию, фармакологию и психопатологию. Они не хуже психиатров осведомлены о разных типах психиатрических расстройств и помогают в диагностике этих расстройств. Клинические психологи могут проводить специальные психологические исследования (тесты, опросы и т. д.), чтобы выявить отклонения в когнитивной, интеллектуальной, эмоциональной или других сферах психики. Они также занимаются психологическим консультированием.
Психотерапевт — специалист с высшим медицинским образованием и оконченной ординатурой по психотерапии. Он может выбрать узкое направление (сексология, семейная терапия, подростковая или детская), специализироваться на работе с конкретным расстройством, либо работать с широким кругом проблем. Основное отличие от психологов в том, что психотерапевты — врачи. Чаще всего они работают с пациентами, у которых выявлены психические расстройства (депрессии, тревожные расстройства, ОКР, РАС и многие другие).
Помимо психотерапевтической работы, специалист может провести полноценную диагностику, поставить диагноз и даже выписать медикаментозную терапию. Но чаще психотерапевты работают в рамках психотерапии, а для постановки диагноза и лекарственной терапии привлекают коллег. Такой вариант предпочтительнее с точки зрения эффективности (врач-психиатр контролирует медикаментозную терапию, психотерапевт занимается психотерапией, роли не смешиваются).
Психиатр — врач с высшим медицинским образованием и оконченной ординатурой по психиатрии. Психиатры занимаются диагностикой, лечением и профилактикой любых психических расстройств. Врач действует в рамках системы здравоохранения, опирается на стандарты оказания медицинской помощи, использует последние клинические рекомендации для выбора оптимальной терапии. Врачи-психиатры работают со всеми видами психических расстройств:
- аффективными (депрессии, биполярное аффективное расстройство),
- тревожными (паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство и другими),
- расстройствами личности (пограничным, нарциссическим и другими),
- расстройствами шизофренического спектра,
- расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими.
В
Зачем в клинике врачи других специальностей?
Многие психические расстройства могут сопровождаться симптоматикой, похожей на проявление заболеваний других органов и систем (тахикардией, болями в животе, головной болью, бессонницей и другими). И наоборот, некоторые заболевания могут приводить к появлению психических расстройств (например, депрессии, панического расстройства). Поэтому в ALVI Clinic ведут прием неврологи и эндокринологи, которые часто помогают в диагностике и лечении пациентов.
Неврология и психиатрия всегда были плотно связаны. Многие годы неврологические и психиатрические отделения были объединены, так же как и факультеты в университетах. Поэтому преемственность в неврологии и психиатрии очень хорошо развита. Например, пациенты старшей возрастной группы часто наблюдаются у двух специалистов одновременно, так же как пациенты с деменцией или эпилепсией, расстройствами сна.
Похожая ситуация с эндокринологическими болезнями, которые часто похожи симптомами с некоторыми психическими расстройствами. В таких случаях психиатрам требуется помощь коллег для исключения гормональных нарушений. Например, гипотиреоз (пониженная функция щитовидной железы) может проявляться снижением настроения, сонливостью, усталостью, апатией. Еще специалисты по ментальному здоровью просят консультацию у коллег, когда речь идет о расстройствах пищевого поведения, так как при них важно отслеживать общее состояние организма, индекс массы тела и выстраивать здоровые пищевые привычки, в чем очень помогают эндокринологи-диетологи.
Помимо этого, к неврологам и эндокринологам ALVI Clinic можно обратиться по общим запросам. Все доктора придерживаются общих принципов доказательной медицины, беспрерывно учатся и повышают квалификацию.
С чем обратиться к неврологу? Головокружения, головная боль, боль в спине, последствия острых нарушений мозгового кровообращения, в том числе инсультов, нарушения сна, задержка речевого развития детей, эссенциальный тремор, корешковые боли.
С чем обратиться к эндокринологу? Гипотиреоз, аутоиммунный тиреоидит (АИТ), сахарный диабет, узловой зоб, ожирение, гиперпаратиреоз, гиперандрогения, гиперпролактинемия, остеопороз.
3 вопроса пациентов
Отвечают специалисты ALVI Clinic
1. Что будет после обращения в клинику?
— Если вы затрудняетесь в выборе конкретного специалиста, наши администраторы с радостью помогут. После уточняющих вопросов они предложат специалистов, которые работают с вашим запросом. Затем подберут удобный день и время для записи. За день до приема мы напомним вам о записи и будем ждать в назначенный день. Перед первым приемом мы оформим необходимую медицинскую документацию (договор и медицинскую карту), которые хранятся в клинике и никуда не передаются без вашего согласия. Вас проводят к кабинету или в зону ожидания, предложат чай или кофе, пригласят специалиста, к которому вы записаны. Далее вас ждет прием, который в среднем длится 50-60 минут. После консультации специалист расскажет вам о плане терапии, о способах коммуникации с ним между приемами с помощью нашего чат-бота в Telegram, распишет все рекомендации и сориентирует по дате повторного приема. Если он требуется, ответит на все уточняющие вопросы.
2. Кто узнает о моем визите к специалистам?
— О вашем визите будут знать только сотрудники клиники, непосредственно участвующие в вашем лечении, а также третьи лица, которых вы укажите в договоре. Чаще всего дают разрешение на передачу данных родителям, супругам, детям или сторонним специалистам — психологам/психиатрам, если специалист не работает в нашей клинике. Вы можете пропустить этот пункт, указывать третьих лиц необязательно.
3. Меня «подсадят» на антидепрессанты?
— Назначая препараты, мы опираемся на клинические рекомендации и принципы доказательной медицины. При приеме препаратов возможны побочные эффекты, например, «синдром отмены» — ряд симптомов, вызванный резким обрывом терапии, которые удается контролировать рациональным выбором лекарства, правильных дозировок и режима. Для этого врачи-психиатры проходят длительное обучение. Очень важно обращаться к профессионалам и избегать самостоятельного приема психотропных препаратов.
От первого лица
О приоритетах в работе клиники рассказывает генеральный директор и основатель
Создание высокого уровня сервиса для клиентов
«Хоть забота о ментальном здоровье и набирает популярность в последние годы, обращение к психиатру, как и к любому врачу, может доставлять дискомфорт. Поэтому очень важно создать спокойную, даже расслабляющую обстановку, окружить заботой и вниманием каждого пациента. Чтобы уже на этапе первого обращения в клинику, будь то звонок или сообщение, человек почувствовал себя немного лучше. Поэтому мы очень много работаем с нашими администраторами, для лучшего понимания ими всех процессов, специфики направления и минимизации ошибок во время работы.
Еще один важный момент — это общение с посетителями. Нам важно знать, как нас видят пациенты, какие процессы они отмечают, что им нравится, а что нет. Я часто лично связываюсь с клиентами, чтобы получить обратную связь напрямую, обсудить ее подробно, а затем провести внутреннюю работу с персоналом, пересмотреть процессы».
Благоприятные условия труда для специалистов
«У нас выстроена система обучения кадров, мы стараемся организовывать для врачей и психологов обучающие лекции и мероприятия, открытые разборы интересных клинических случаев, интервизии и круглые столы. Но учиться без перерыва невозможно. Поэтому мы проводим неформальные встречи, чтобы сотрудники могли просто пообщаться и отдохнуть, донести свои мысли до руководства, предложить идеи модернизации. Это наш способ сплотить коллектив и профилактировать выгорание. И по нашим наблюдениям, это положительно сказывается на результатах работы и эффективности сотрудников».
Лицензия Л041–01148–78/00613874 от 30.08.2022
Фотографии предоставлены пресс-службой ALVI Clinic.