Прежде всего родителям нужно понять: нельзя ждать, что малыш будет управлять своими эмоциями, как это делают взрослые (у них, если честно, самоконтроль тоже не всегда на высоте). У маленького ребенка чувства зачастую возникают непроизвольно и легко меняются. И он не всегда может сказать, почему их испытывает — в чем причина раздражения, капризов или слез. Понять это — задача старших.
Ну что на тебя нашло?
Иногда причина непослушания — физическое состояние. Не выспался, устал, переволновался — и вот уже появляется классическое «не буду». Масштабные для ребенка события, особенно связанные с переменами в привычном распорядке жизни, также способны вызвать «протестные настроения». Возможно, семья недавно переехала или идет адаптация к детскому садику — все это может сказаться на поведении.
Иногда причину стоит искать в отношениях с родителями. Например, после рождения брата или сестры старшему может не хватать внимания взрослых. И тогда упрямство становится способом его получить. Также непослушание может быть реакцией на гиперконтроль или, наоборот, отсутствие правил в семье.
И, наконец, есть детское бунтарство — это проявление взросления. В 3–4 года ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Это приводит к поведению «я сам» и протесту против почти любых родительских предложений — от выбора одежды для садика до прогулки в выходной.
В 4–5 лет продолжается осознание себя и начинается активное познание мира. Папа с мамой получают бесконечное число «почему», на которые у них не всегда есть ответы. В это время также стоит ожидать непослушания, выражающего стремление к самостоятельности.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенку приходится менять привычное поведение, общаться с новыми людьми, переходить от одной социальной роли к другой. Такая нагрузка усиливает эмоциональную нестабильность, что может проявляться в капризах и упрямстве.
Тебе не нравится эта футболка
В момент бунта рекомендуется прежде всего внимательно слушать малыша, общаться с ним, объяснять требования или запреты спокойным тоном. Приказы, команды, угрозы или нравоучения, скорее всего, лишь ухудшат ситуацию.
Если вы понимаете, что ребенок испытывает сильную негативную эмоцию, стоит использовать технику «активного слушания». В ответ на отказ или другую реакцию необходимо в утвердительной форме описать его состояние: ты обиделся, ты расстроился, тебе не нравится эта футболка и т. д. — и продолжать диалог в таком ключе. В результате ребенок чувствует, что его понимают, и эмоция слабеет. Часто этот прием помогает выявить настоящую причину непослушания, которую можно тут же устранить. А кроме того, он в целом способствует налаживанию контакта между детьми и родителями.
Чтобы проблемы с непослушанием возникали реже, необходимо учитывать несколько моментов. Ребенок 3–10 лет испытывает границы допустимого, но выстраивают их взрослые. Они определяют, что можно и нельзя, что хорошо и плохо. Тут важно, чтобы требования и запреты были не слишком многочисленными и всегда согласованными. Например, если мама не дает сладкого, а папа балует конфетами, протест неизбежен.
В зависимости от обстоятельств стоит проявлять некоторую гибкость. Допустим, ходить по лужам вообще-то нельзя, но в непромокаемом комбинезоне, резиновых сапогах и по неглубокой воде — почему бы не попрыгать? Если последствия поступка неприятные, но не опасные, можно позволить ребенку его совершить — такой опыт будет полезен. В то же время должны существовать и категорические необсуждаемые запреты: нельзя царапаться, кусаться, драться и т. д. Недопустимое поведение обязательно надо пресекать.
Чтобы ребенок соблюдал правила, ему важно видеть родительский пример. Согласитесь, странно требовать от него соблюдения режима дня или пунктуальности, если в семье не принято так себя вести. При этом фоном и основой для выстраивания дисциплины должны быть любовь и безусловное принятие, без которых, увы, не получится поддерживать контакт, а значит, и гасить конфликты.
Привет, «Зайчонок»
Даже самым любящий и продвинутым родителям легче находить общий язык с ребенком и нейтрализовать его «не хочу», когда эмоциональное состояние малыша более стабильно. А это зависит не только от психологии. Существенную роль тут играют и другие факторы — в том числе, микроэлементы.
Так, магний помогает нормализовать деятельность нервной системы и бороться со стрессом. Он делает настроение более ровным, возникновение раздражительности и тревожности — менее вероятным. Поэтому, например, он стал одним из компонентов детского сиропа «Зайчонок», снижающего повышенную возбудимость и помогающего малышам сохранять спокойствие.
Также в состав сиропа входит витамин В6, который улучшает биодоступность магния, и витамин С, полезный при повышенных нагрузках и стрессе. Их дополняют экстракты трав, обладающих успокаивающими свойствами: чабреца, мяты, ромашки, душицы, фенхеля и мелиссы.
«Зайчонок» был создан одним из ведущих российских разработчиков и производителей продуктов для здоровья. Он прошел клинические испытания в Москве — в Детской инфекционной клинической больнице №6 и Консультативно-диагностическом центре ГУ НЦЗД РАМН, а также в Казани — в Научно-диагностическом центре при КГМУ.
Сироп подходит для детей от 3 лет. Его вкус подобран так, чтобы нравиться малышам: в основе продукта — натуральные соки яблока и вишни. «Зайчонка» удобно брать с собой, так как он выпускается еще и в виде леденцов и мармеладных пастилок. Использовать его рекомендуется курсами. Сироп — в течение 2 недель по 1–2 чайных ложки три раза в день, пастилки и леденцы — по 1 штуке в день в течение месяца.
С чем помогает справляться детский сироп «Зайчонок»:
Возбудимость и раздражительность
Нервозность, плаксивость и капризы
Нарушения сна, трудности с засыпанием
Повышенные нагрузки и стрессы