Из умницы в двоечника
Родительские похвала и одобрение очень важны для самооценки ребенка. Однако хвалить можно по-разному. Часто бывает, что пытаясь замотивировать ребенка добрыми словами, родители делают только хуже.
Психолог и преподаватель Стэнфордского университета Кэрол Дуэк объясняет: никогда не говорите детям, что они умные. Исследования показывают, что таким образом родители оказывают ребенку медвежью услугу.
Психолог делится случаем из практики. В начальной школе Джонатан был отличником. Он с легкостью осваивал программу и искренне не понимал, почему его одноклассникам бывает нелегко.
«У тебя особый дар», — говорили ему родители.
А потом мальчик перешел в седьмой класс, и внезапно учеба стала ему неинтересной. Он перестал делать домашние задания, не готовился к контрольным, и оценки резко упали. Но родители с прежним упорством повторяли: «Ты очень умный». Так они пытались замотивировать его, хотели поднять самооценку сына. Но Джонатан говорил, что занятия в школе скучные и бессмысленные.
Ребенка убедили, что его интеллект — это врожденный дар, нечто неизменное, а значит, стоит ли прилагать усилия, тратить время на учебу?
«Многие полагают, что выдающийся интеллект или способности, а также уверенность в них — это залог успеха. Однако более 35 лет научных исследований показывают, что чрезмерный акцент на интеллекте или таланте делает людей уязвимыми к неудачам, вызывает страх перед трудностями и нежелание исправлять свои недостатки», — подчеркивает Кэрол Дуэк в своей статье «Секрет воспитания умных детей», опубликованной в журнале
Сначала «умница ребенок» легко справляется со школьной программой. Но как только появляются первые трудности и ошибки, он воспринимает это как угрозу своему самолюбию, а не как возможность для совершенствования. Из-за этого ребенок теряет любую мотивацию.
Как мы растим беспомощных детей
Автор призывает обучать детей «мышлению роста» — поощрять не умственные или физические способности, а концентрацию на процессе, личные усилия.
«Однажды я объясняла детям младшей и средней школы, что именно недостаток усилий, а не недостаток способностей приводит к их ошибкам в математике. В итоге дети научились с упорством решать задачи или хотя бы пытаться это делать, даже когда задания становились все сложнее. Другая группа детей, которых просто поощряли за успехи в более легких задачах, не улучшила свои способности при сложных заданиях», — говорит Кэрол Дуэк.
Более того, многие из подопечных Кэрол даже полюбили сложные задачи, для них это стало вызовом.
Психолог разделяет детей на беспомощных и ориентированных на мастерство.
«Беспомощные считают, что интеллект — это фиксированная черта: у вас есть только определенное его количество. Такие дети избегают усилий, полагая, что необходимость усердно работать означает, что они глупые, — говорит эксперт. — Дети, ориентированные на мастерство, напротив, считают, что интеллект податлив и его можно развить посредством образования и упорного труда. Поэтому они хотят учиться, учеба для них более важная цель в школе, чем хорошие оценки».
По словам Кэрол, ученики с такой установкой на рост «обречены на более высокие академические успехи» и, скорее всего, превзойдут своих сверстников.
Удивительно, но мышление «беспомощных» отражается и на их будущих отношениях с противоположным полом. Вера в то, что любовь — это нечто неизменное, что над отношениями не надо работать, разрушило немало семей.
«Фиксированное мышление» снижает готовность людей признавать и исправлять свои ошибки не только в учебе, но и на работе и в отношениях», — говорит Кэрол.
Как привить ребенку «мышление роста»
1. Рассказывайте детям истории о достижениях выдающихся людей, которые стали результатом упорного труда.
«Моцарт, Эдисон, Кюри, Дарвин и Сезанн не просто родились с талантом. Они развивали его огромными и постоянными усилиями. Аналогично упорный труд и дисциплина способствуют школьной успеваемости больше, чем IQ», — говорит психолог.
2. Расскажите ребенку о мозге, объясните, что его нужно развивать. Скажите, что мозг подобен мышце, которая становится сильнее при использовании, что обучение стимулирует к образованию новых нейронных связей.
Кэрол вспоминает, что, когда она рассказала об этом группе учеников, один особенно непослушный мальчик вдруг спросил: «Вы хотите сказать, что мне необязательно быть глупым?»
А вот что сказал один семиклассник: «Когда мы что-то узнаем, возникают связи, которые продолжают расти. Я всегда представляю их себе, когда нахожусь в школе».
3. Хвалите не за способности, а за усилия. «Похвала за конкретный процесс, который ребенок использовал для достижения чего-либо, укрепляет мотивацию и уверенность. Она фокусирует детей на действиях, ведущих к успеху», — подчеркивает психолог.
Неправильно: «Какой красивый рисунок. Да у тебя талант!»
Правильно: «Ты хорошо нарисовал. Мне нравится, как ты прорисовал лица людей».
Неправильно: «Пятерка по английскому! Ты молодец! У тебя явно склонность к языкам».
Правильно: «Это была очень сложная контрольная. Но ты упорно трудился, не отвлекался на игры, несколько раз перечитал материал, составил план и благодаря этому справился. Это здорово!»
4. Учите ребенка получать удовольствие над процессом. Скажите ребенку:
«Мне нравится, что ты взялся за этот сложный проект. Он потребует много работы, зато ты узнаешь много интересного»;
«Да, это сложно, но это весело»;
«Ой, ну это было совсем просто и неинтересно. Давай сделаем задание, где ты сможешь узнать что-то новое».
5. Учите воспринимать ошибки как вызов. Например:
«Ошибки такие интересные. Вот замечательная ошибка»;
«Давай поговорим о том, с какими трудностями мы столкнулись сегодня и чему научились. Я начну»;
«Давай посмотрим, чему мы можем научиться из этого».