На фоне увеличивающегося числа оскорблений и неуважения к труду врачей и медсестер в Государственную думу внесли законопроект № 870325-8, предполагающий ужесточение административной ответственности за оскорбления медицинских и фармацевтических работников. Чем закон может помочь врачам и пациентам и как его трактовать? «Доктору Питеру» рассказал Юрий Митин, юрист, управляющий партнер юридической компании «Интеллектуальная защита».

Юрист, управляющий партнер юридической компании «Интеллектуальная защита»
Оскорбление медицинского работника: как определить?
Определение границ оскорбления всегда было сложной и субъективной задачей, что усложняется в условиях медицинской деятельности, где взаимодействие с пациентами часто происходит в напряженной обстановке. Согласно законодательству, оскорбление определяется как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
В медицинской сфере это может проявляться в виде словесных нападок, угрожающих заявлений, насмешек и несправедливых комментариев об уровне профессионализма. Примеры таких ситуаций включают использование вульгарной или ненормативной лексики, провокации и неловкие обвинения врача в некомпетентности, особенно когда они не подкреплены никакой фактической основой.
Новый законопроект выделяет медицинских и фармацевтических работников в отдельную категорию и предлагает более строгие меры ответственности для тех, кто допускает оскорбления в их адрес. В отличие от ст. 5.61 КоАП РФ «Оскорбление», этот проект вводит специальные положения, направленные на защиту именно медработников, и предусматривает повышенные штрафы — от 5000 до 20 000 рублей для физических лиц. Это делается для усиления защиты представителей данных профессий, учитывая степень их уязвимости в различных ситуациях, связанных с выполнением должностных обязанностей.
Фиксация оскорблений и права обеих сторон
В целях защиты своих прав медицинские работники должны уметь правильно документировать случаи оскорблений. На практике это можно делать через следующие механизмы:
Аудио- или видеозапись инцидента может служить надежным подтверждением факта оскорбления и характера высказанных угроз. Такие записи могут быть представлены как доказательства при разбирательствах.
Свидетельские показания коллег или других пациентов, что были очевидцами ситуации, могут укрепить доказательную базу врача в его защиту.
Письменное заявление в администрацию медицинского учреждения с подробным описанием инцидента, времени и участников помогает зафиксировать происшествие на уровне учреждения, что может иметь значение в дальнейшем административном разбирательстве.
Пациенты тоже могут защищать свои права, в случае если они считают поведение врача некорректным. Для этого они могут подать жалобу, приложив аналогичные доказательства.
Оскорбления в нерабочее время
Законопроект ограничивает ответственностью только те деяния, которые связаны с исполнением служебных обязанностей медицинских и фармацевтических работников. Оскорбления, с которыми медицинский работник может столкнуться в личное время и которые вызваны личной неприязнью, охватываются ст. 5.61 КоАП РФ. Это означает, что даже в свободное от работы время, если речь идет о ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью сотрудника, штрафные санкции, предусмотренные законопроектом, будут применимы.
Хейт и угрозы в социальных сетях
В наше время социальные сети становятся все более интегрированной частью профессиональной жизни, и медицинские работники не исключение. Врачи, ведущие блоги или профессиональные страницы, могут сталкиваться с оскорблениями и угрозами в Сети, что становится серьезным вызовом не только для их профессиональной репутации, но и для психоэмоционального состояния.
В случае публичного оскорбления через Интернет размер штрафов значительно увеличивается и может достигать 30 000 рублей. Это ужесточение призвано защитить сотрудников сферы здравоохранения от агрессии и неуважительных выпадов в онлайн-пространстве.
Жизнеспособность закона и защита чести и достоинства
Введение более строгих мер административной ответственности за оскорбления медицинских работников — важный шаг, способный улучшить защиту этой категории работников. Однако жизнеспособность такого законопроекта будет зависеть от его реальной реализации. Необходимо создать четкие процедуры фиксации и рассмотрения случаев оскорблений, а также наладить практику правоприменения, предусматривающую объективное и оперативное рассмотрение жалоб. Реализация должна быть направлена на обеспечение реальных гарантий соблюдения норм и защиту медицинских работников от неправомерных действий.