Ваш пес все понимает: ученые обнаружили у собак словарный запас

Исследователи посмотрели на мозг собак и выяснили, как животные реагируют на знакомые и незнакомые слова. Результат оказался удивительным.

24 марта 2024
собака

freepik

Иногда кажется, что собаки все понимают, только сказать на человеческом языке ничего не могут. Как установили последние исследования, это не так уж и далеко от истинного положения вещей.

Ученые Будапештского университета имени Лоранда Этвёша провели эксперименты и выяснили: псы могут сопоставлять отдельные слова с предметами, для обозначения которых их используют. Более того, у животных даже формируется определенный словарный запас.

Исследование на эту тему было опубликовано в издании Current Biology.

Детали

Обычный тест, который используют для проверки понимания слов у малышей или животных, как правило, предполагает активный выбор.

Однако обычно собаки плохо справляются с подобными заданиями. Ранее исследователи не смогли найти закономерности, связанные с выбором нужного предмета.

Поэтому авторы статьи решили пойти другим путем. Они не просто просили животных сделать что-то, а измерили активность их мозга. Так они смогли получить больше данных о понимании слов и соотнесении их с объектами.

Ход эксперимента

В эксперименте приняли участие 18 собак и их хозяева. Владельцам питомцев нужно было произносить названия игрушек, которые были известны их любимцу. Затем человек показывал игрушку и отдавал ее собаке. В некоторых случаях название не соответствовало предмету.

Параллельно с этим ученые фиксировали активность собачьего мозга с помощью неинвазивной электроэнцефалограммы.

Оказалось, что собаки по-разному реагируют на правильные и неправильные названия игрушек. Как объяснили ученые, это можно сравнить с реакцией людей в подобных ситуациях: во время исследований человеческого мозга эти же результаты указывали на понимание слов.

Кроме того, животные, которые приняли участие в эксперименте, могли различать более и менее знакомые слова, что тоже было видно по результатам электроэнцефалограммы.

Ученые предположили, что соотносить понятия и предметы могут только собаки, которые знают достаточно «объектных» слов, а не только команды. Однако эту теорию удалось опровергнуть. Известные слова, как выяснилось, в любом случае активируют психику собаки. Это позволяет предположить, что способность соотносить названия с объектами есть у всех собак.

Авторы статьи считают, что итоги их эксперимента могут изменить представления о характеристиках собак как биологического вида. Кроме того, полученные данные могут стать основой новых теорий и моделей эволюции языка.

В дальнейшем ученые хотят выяснить, откуда у собак способность соотносить слова и предметы и связана ли она с опытом жизни возле человека.