Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ученые Йеля выяснили, почему мы не помним события из раннего детства

Судя по всему, память у младенцев работает совсем не так, как у взрослых людей. У авторов нового исследования есть две основные версии, почему мы так часто не запоминаем даже самые яркие события первых лет жизни.

21 марта 20252
дети | Источник: iStockphoto
Источник:

iStockphoto

Вспомните ваше первое воспоминание и подумайте: сколько вам было лет, когда это событие произошло? Ответы на этот вопрос могут быть разными. Кто-то может вспомнить себя еще совсем маленьким, а у кого-то все детство до школьных времен как будто стерлось из памяти.

Удивительно, мы так многому учимся в первые годы жизни, но именно они зачастую забываются. Ученые ранее предполагали, что часть мозга, которая отвечает за сохранение воспоминаний, продолжает развиваться и в подростковые годы и потому просто неспособна кодировать воспоминания более ранних лет.

Однако в новом исследовании Йельского университета это мнение было опровергнуто. Ученые Йеля показали в рамках эксперимента младенцам изображения, а потом проверили, запомнили ли что-то малыши. Результаты работы ученых были опубликованы в издании Science.

Все помнит, но сказать не может

Неспособность детей фиксировать в памяти конкретные события первых лет жизни называется детской амнезией. И с изучением этого феномена возникают проблемы. Как отмечает профессор психологии на факультете искусств и наук Йельского университета, директор Института Ву Цай в Йельском университете и старший автор исследования Ник Турк-Браун, обычно эпизодические воспоминания уже взрослый человек может описать кому-то еще. Но младенцы говорить не могут, так что таким способом проверить их память не выйдет.

Для своей работы исследователи хотели найти надежный и эффективный способ проверить эпизодические воспоминания малышей. Они взяли группу детей в возрасте от 4 месяцев до 2 лет и показывали им картинки с новыми лицами, предметами или сценами. После того как дети видели парочку новых изображений, ученые показывали им еще и добавляли продемонстрированные ранее образы.

Исследователи предположили, что на картинки, которые покажутся знакомыми, младенец будет смотреть дольше.

Что узнали ученые

Однако в новом исследовании ученые решили не ориентироваться только на этот признак и решили дополнительно измерить активность в гиппокампе младенцев во время просмотра картинок.

В частности, они хотели проверить, была ли связана активность гиппокампа с силой воспоминаний малышей. Выяснилось: чем выше был уровень активности в этой зоне в момент, когда ребенок видит новую картинку, тем дольше младенец смотрел на него при повторном показе. Самая высокая активность была зафиксирована в задней части гиппокампа, как раз в той области, которая больше всего связана с эпизодической памятью у взрослых.

Такие результаты продемонстрировали все 26 младенцев, однако особенно заметен эффект был среди малышей старше 12 месяцев (их было 13).

Результаты эксперимента дают ученым более полное понимание того, как гиппокамп развивается для поддержки обучения и памяти.

Две гипотезы

К какому выводу пришли ученые? Ранее исследователи выяснили, что гиппокамп детей до трех месяцев демонстрирует особый тип памяти — статистическое обучение.

Чем этот тип памяти отличается от эпизодической?

  • Эпизодическая память фиксирует конкретные события — например, вы сходили в пятницу вечером ресторан.

  • А статистическое обучение помогает запомнить, как ресторан выглядел, где в нем находилась уборная.

Каждый из этих типов воспоминаний использует свой нейронный путь в гиппокампе. И ранее ученые уже доказали с помощью экспериментов на животных: статистическое обучение развивается раньше, чем эпизодическая память. Турк-Браун предполагал, что эпизодическая память может появляться в гораздо более старшем возрасте, в год или старше.

Однако последнее исследование показывает, что эпизодические воспоминания могут быть закодированы гиппокампом гораздо раньше, еще задолго до самых ранних воспоминаний. И у ученых есть несколько версий, почему так происходит, пишет издание Sciencedaily.

  1. Во-первых, есть версия, что воспоминания у младенцев не могут быть преобразованы в долгосрочное хранение и потому быстро исчезают.

  2. Другая теория: воспоминания существуют еще долго после кодирования, однако доступ к ним закрыт.

Теперь команда ученых проверяет, могут ли дети в разном возрасте запоминать домашние видео, снятые с их точки зрения.