Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ученые: Гениальность Леонардо да Винчи - не порок, но болезнь

Гениальность Леонардо да Винчи - лишь следствие расстройства психики, а одна из загадок «Джоконды» - её незавершенность - объясняется больной рукой автора, предполагают ученые, которые давно пытаются найти разгадку гения. Особенно активно сообщения о заболеваниях, которыми он страдал, появлялись в мае, когда отмечали 500-летие со дня его смерти. «Доктор Питер» собрал эти гипотезы.

1 июня 2019Обсудить

Талант живописца и скульптура уживались в интересах да Винчи со способностями к естественным наукам и музыке. Однако эта разносторонность вместе с неумением Леонардо завершить многие из своих работ могла быть результатом синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). К такому выводу, опубликованному в журнале Brain, пришли профессор нейрофизиологии Марко Катани из Королевского колледжа в Лондоне и итальянец Паоло Маццарелло из университета Павии. 

Ученые отмечают, что СДВГ может стимулировать творчество, но мешать довести начатое до конца из-за переключения внимания. При этом они признают, что через 500 лет нельзя поставить точный диагноз. Однако в пользу их доводов говорят и свидетельства современников да Винчи. В способности Леонардо завершить работу сомневались даже его заказчики, например, Людовик иль Моро, будущий герцога Милана, запросивший создание бронзовой статуи своего отца. А новеллист Маттео Банделло, наблюдавшей за трудом да Винчи над «Тайной вечерей», отмечал в его характере непостоянство и неорганизованность. 

О вероятности СДВГ говорит и режим дня Леонардо: он мало спал, работал в любое время суток, чередуя быстрые циклы коротких снов и бодрствования. По мнению ученых, не противоречат диагнозу СДВГ и ранее известная информация о том, что да Винчи был левшой, а также страдал дислексией.

Впрочем, по мнению экспертов галереи Уффици, Леонардо был не левшой, а амбидекстром (амбидекстри́я - равное развитие функций обеих рук). Они изучили одну из ранних работ да Винчи «Пейзаж Арно». Внимание исследователей привлекли две надписи: одна на обороте картины, а её «зеркальный» вариант - на лицевой стороне. Ученые считают, что Леонардо сделал надпись правой рукой, а «отзеркалил» её - левой. По словам искусствоведа Сесилии Фросинини, Леонардо родился левшой, а затем в раннем возрасте его научили использовать правую руку. Исследование его почерка позволяет сделать вывод о том, что навык письма правой рукой был хорошо сформирован.

Дислексия могла быть еще одной причиной «зеркальности» письма да Винчи. Еще в 1980-х годах ученые заявляли об обнаруженных трудностях с пониманием письменного текста у Леонардо, а его орфографические ошибки, смешивание слов и замена букв, по их мнению, свидетельствуют о наличии дисграфии.

Не осталось без внимания и зрение выдающегося итальянца. Британский офтальмолог Кристофер Тайлер выявил у Леонардо да Винчи страбизм - прерывистое расходящееся косоглазие.  Он изучил две скульптуры, две картины маслом и два рисунка — возможные автопортреты или портреты художника. На всех изображениях офтальмолог измерил угол косоглазия — угол, на который зрачки отклоняются от срединной линии. Признаки косоглазия были обнаружены в скульптурах Андреа дель Верроккьо «Давид» и «Молодой воин», для которых предположительно позировал да Винчи. На работах самого Леонардо «Иоанн Креститель» и «Спаситель мира» предположительно есть сходство с внешностью автора. Персонажи, изображенные на автопортрете пожилого Леонардо, и «Витрувианский человек», внешне похожий на да Винчи, также имели косоглазие.

Относительно здоровья да Винчи в последние годы жизни существует несколько версий. Некоторые исследователи считают, что во время работы над «Моной Лизой» художник упал в обморок, повредил руку и именно поэтому не смог завершить свой шедевр. Для подкрепления гипотезы предлагают обратиться к портрету Леонардо, на котором правая рука да Винчи, вероятно, обернута повязкой. По мнению доктора Дэвида Лаццери, вид руки на этой картине не типичен для состояния после инсульта - по его мнению, у Леонардо был паралич локтевого нерва. 

Ранее же считалось, что в последние годы жизни да Винчи меньше рисовал именно из-за перенесенного инсульта, последствия которого мешали ему держать кисти и палитру. Еще одной причиной проблем с рукой называлась контрактура Дюпюитрена, иначе ее называют французской болезнью или ладонным фиброматозом. Она проявляется тем, что человек не может полностью распрямить пальцы.

Ученые сходятся во мнении, что повторный инсульт, спустя два года после первого, привел к смерти Леонардо в возрасте 67 лет. Последние несколько месяцев он мог вставать с постели только с помощью близких, а умер, по одной из версий, на руках короля Франциска I  в замке Кло-Люсе, где ныне находится дом-музей Леонардо да Винчи. 

© ДокторПитер