Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Словно каша во рту: 5 причин, из-за которых ребенок плохо говорит, и это не болезнь

Если малыш молчит или говорит хуже сверстников, дело далеко не всегда в патологии. Иногда достаточно скорректировать режим или изменить бытовые привычки.

19 декабря 2025Обсудить
Школа, подготовка | Источник: iStockphoto/evgenyatamanenko
Источник:

iStockphoto/evgenyatamanenko

«Соседский ребенок уже предложениями говорит, а наш только „мама“ и „дай“», — жалуются родители. Почему одни дети начинают говорить рано, а другие долго молчат?

Логопед-дефектолог Елена Мельникова разобрала пять факторов, которые тормозят речь ребенка.

Елена Мельникова
логопедия

логопед-дефектолог, автор коррекционно-развивающей программы, сооснователь сети логопедических центров «Разноцветные цыплята»

Проблемы с вниманием

Когда у ребенка нарушено внимание, ему сложно сосредоточиться на одной мысли. Язык буквально начинает заплетаться — вместо слов выходят обрывки звуков вроде «бэ-мэ-э-м».

Чтобы сформулировать предложение, нужно удержать мысль в голове, подобрать нужные слова, выстроить их в правильном порядке. Если ребенок не может сконцентрироваться, эта цепочка разваливается. Речь превращается в набор несвязных звуков.

Усталость

Представьте, что взрослый человек несколько часов подряд говорит на камеру, записывает видео. Постепенно язык начинает уставать, становится сложно собрать мысли и удерживать внимание. У постоянно устающего ребенка такая реакция речевого аппарата еще ярче.

Уставшие дети говорят хуже, это касается и физической, и эмоциональной усталости. Когда накапливается утомление, страдают мыслительные операции: малышу сложно сообразить, что сказать, он ограничивается короткими односложными ответами или вообще молчит.

Сенсорная перегруженность

Когда вокруг слишком много раздражителей — шум, яркий свет, множество людей, громкая музыка, — внимание рассеивается. Ребенку очень трудно собрать мысли в кучу, а речь оформить в нормальные предложения.

Чтобы понять, как себя чувствуют дети, представьте: вы пытаетесь что-то сказать на шумной вечеринке, где одновременно играет музыка, люди громко разговаривают, мигают огни. Даже взрослому в такой обстановке сложно поддержать связный диалог. У детей с их незрелой нервной системой эта проблема выражена еще сильнее.

Низкая речевая среда

Если ребенку не с кем общаться или его не стимулируют говорить, речь просто не развивается. Когда нет необходимости что-то сказать, все языковые процессы «выключаются».

Речь формируется только в общении. Но если родители молчат, постоянно включают ребенку мультики вместо разговора, сюсюкают упрощенными словами или постоянно всё делают за него, не дожидаясь просьб, — стимула говорить нет. А без практики речь развиваться не может.

Неподходящая обстановка

Бывает парадоксальная ситуация: дома ребенок болтает без умолку, а в детском саду словно язык проглотил. Родители в недоумении: раз говорит — значит, с речью всё в порядке. Так почему молчит?

Причины чаще всего не речевые, а психологические или средовые. Возможно, в группе произошла ситуация, которая напугала ребенка или заставила замкнуться. Строгость воспитателей может заставить малыша «уйти в себя».

Бывает, что в группе есть лидеры, которые много говорят и перебивают, а ведомый по характеру ребенок просто не успевает вставить слово. Некоторые дети от природы скромные и молчаливые в незнакомой обстановке.

Поэтому если ребенок перестает говорить в конкретном месте, нужно рассматривать именно фактор среды. Понаблюдать за условиями в группе, если речь идет про детский сад, поговорить с воспитателями, при необходимости подключить психолога детского сада.

Дома можно мотивировать ребенка к речи: давать учить стихи, вовлекать в игры, где нужно что-то озвучивать, поручать ведущие роли.

Ошибки родителей, которые тормозят речь

Иногда именно бытовые привычки взрослых мешают ребенку заговорить. Вот самые распространенные промахи родителей.

Первая и самая частая ошибка — работа на опережение. Например, ребенок хочет достать с полки игрушку. Он еще не успел сформулировать, чего точно хочет, а мама уже додумала и дала ему эту игрушку. Важно давать детям возможность попросить самостоятельно, даже если придется немного подождать, пока они сформулируют мысль.

Вторая ошибка — скудное общение. Родители не мотивируют ребенка на речь, считая, что он как-то сам заговорит. Продуктивной стратегией будет комментировать свои действия, задавать вопросы, обсуждать с ребенком то, что происходит вокруг.

Третья ошибка — сюсюканье. Многие думают, что с малышом надо говорить «детским языком». На самом деле достаточно изменить интонацию на более нежную и приятную, но проговаривать слова правильно. Сюсюканье тормозит развитие речи.

Четвертая ошибка — избегание сложных слов. «Он же не поймет», — думают родители и не используют длинные слова, например, «прекрасно». Но умение говорить развивается иначе — чем больше будет словарный запас ребенка, тем разнообразнее и качественнее его речь.

Сигналы тревоги: когда речь развивается медленнее нормы

Вот главные тревожные звоночки, которые показывают, что у ребенка действительно проблемы с речью:

  • ребенку 3 года, а он почти не говорит (только «биби», «ням-ням» и подобные звукоподражания);

  • в активном словаре вообще нет слов или их единицы;

  • речь полностью заменена жестами, плачем или альтернативной коммуникацией (показывает пальцем, тянет за руку);

  • ребенок не понимает обращенную речь, кроме простейших бытовых фраз;

  • есть нарушения письма, чтения, пересказа, ответов на вопросы (актуально для детей старше 5 лет);

  • звуки не встают в срок.

Возрастные ориентиры по звукам

  1. До 3 лет нарушения звуков можно подождать — это вариант нормы.

  2. «С», «З», «Ц» (свистящие) — должны появиться к 3–3,5 годам.

  3. «Ш», «Ж» (шипящие) — должны начать вставать с 4 лет.

  4. «Р», «Л» (сонорные) — эти звуки самые поздние, нормализуются к 5 годам.

Речь — это не только умение произносить звуки. Это сложная система, в которой участвуют мозг, память, внимание, мышление, дыхательная система, голосовой аппарат. Если вы видите тревожные сигналы, лучше перестраховаться и показаться логопеду. Раннее обращение — залог быстрой и эффективной коррекции.

Комментарии0
под именем