«Соседский ребенок уже предложениями говорит, а наш только „мама“ и „дай“», — жалуются родители. Почему одни дети начинают говорить рано, а другие долго молчат?
Логопед-дефектолог Елена Мельникова разобрала пять факторов, которые тормозят речь ребенка.

логопед-дефектолог, автор коррекционно-развивающей программы, сооснователь сети логопедических центров «Разноцветные цыплята»
Проблемы с вниманием
Когда у ребенка нарушено внимание, ему сложно сосредоточиться на одной мысли. Язык буквально начинает заплетаться — вместо слов выходят обрывки звуков вроде «бэ-мэ-э-м».
Чтобы сформулировать предложение, нужно удержать мысль в голове, подобрать нужные слова, выстроить их в правильном порядке. Если ребенок не может сконцентрироваться, эта цепочка разваливается. Речь превращается в набор несвязных звуков.
Усталость
Представьте, что взрослый человек несколько часов подряд говорит на камеру, записывает видео. Постепенно язык начинает уставать, становится сложно собрать мысли и удерживать внимание. У постоянно устающего ребенка такая реакция речевого аппарата еще ярче.
Уставшие дети говорят хуже, это касается и физической, и эмоциональной усталости. Когда накапливается утомление, страдают мыслительные операции: малышу сложно сообразить, что сказать, он ограничивается короткими односложными ответами или вообще молчит.
Сенсорная перегруженность
Когда вокруг слишком много раздражителей — шум, яркий свет, множество людей, громкая музыка, — внимание рассеивается. Ребенку очень трудно собрать мысли в кучу, а речь оформить в нормальные предложения.
Чтобы понять, как себя чувствуют дети, представьте: вы пытаетесь что-то сказать на шумной вечеринке, где одновременно играет музыка, люди громко разговаривают, мигают огни. Даже взрослому в такой обстановке сложно поддержать связный диалог. У детей с их незрелой нервной системой эта проблема выражена еще сильнее.
Низкая речевая среда
Если ребенку не с кем общаться или его не стимулируют говорить, речь просто не развивается. Когда нет необходимости что-то сказать, все языковые процессы «выключаются».
Речь формируется только в общении. Но если родители молчат, постоянно включают ребенку мультики вместо разговора, сюсюкают упрощенными словами или постоянно всё делают за него, не дожидаясь просьб, — стимула говорить нет. А без практики речь развиваться не может.
Неподходящая обстановка
Бывает парадоксальная ситуация: дома ребенок болтает без умолку, а в детском саду словно язык проглотил. Родители в недоумении: раз говорит — значит, с речью всё в порядке. Так почему молчит?
Причины чаще всего не речевые, а психологические или средовые. Возможно, в группе произошла ситуация, которая напугала ребенка или заставила замкнуться. Строгость воспитателей может заставить малыша «уйти в себя».
Бывает, что в группе есть лидеры, которые много говорят и перебивают, а ведомый по характеру ребенок просто не успевает вставить слово. Некоторые дети от природы скромные и молчаливые в незнакомой обстановке.
Поэтому если ребенок перестает говорить в конкретном месте, нужно рассматривать именно фактор среды. Понаблюдать за условиями в группе, если речь идет про детский сад, поговорить с воспитателями, при необходимости подключить психолога детского сада.
Дома можно мотивировать ребенка к речи: давать учить стихи, вовлекать в игры, где нужно что-то озвучивать, поручать ведущие роли.
Ошибки родителей, которые тормозят речь
Иногда именно бытовые привычки взрослых мешают ребенку заговорить. Вот самые распространенные промахи родителей.
Первая и самая частая ошибка — работа на опережение. Например, ребенок хочет достать с полки игрушку. Он еще не успел сформулировать, чего точно хочет, а мама уже додумала и дала ему эту игрушку. Важно давать детям возможность попросить самостоятельно, даже если придется немного подождать, пока они сформулируют мысль.
Вторая ошибка — скудное общение. Родители не мотивируют ребенка на речь, считая, что он как-то сам заговорит. Продуктивной стратегией будет комментировать свои действия, задавать вопросы, обсуждать с ребенком то, что происходит вокруг.
Третья ошибка — сюсюканье. Многие думают, что с малышом надо говорить «детским языком». На самом деле достаточно изменить интонацию на более нежную и приятную, но проговаривать слова правильно. Сюсюканье тормозит развитие речи.
Четвертая ошибка — избегание сложных слов. «Он же не поймет», — думают родители и не используют длинные слова, например, «прекрасно». Но умение говорить развивается иначе — чем больше будет словарный запас ребенка, тем разнообразнее и качественнее его речь.
Сигналы тревоги: когда речь развивается медленнее нормы
Вот главные тревожные звоночки, которые показывают, что у ребенка действительно проблемы с речью:
ребенку 3 года, а он почти не говорит (только «биби», «ням-ням» и подобные звукоподражания);
в активном словаре вообще нет слов или их единицы;
речь полностью заменена жестами, плачем или альтернативной коммуникацией (показывает пальцем, тянет за руку);
ребенок не понимает обращенную речь, кроме простейших бытовых фраз;
есть нарушения письма, чтения, пересказа, ответов на вопросы (актуально для детей старше 5 лет);
звуки не встают в срок.
Возрастные ориентиры по звукам
До 3 лет нарушения звуков можно подождать — это вариант нормы.
«С», «З», «Ц» (свистящие) — должны появиться к 3–3,5 годам.
«Ш», «Ж» (шипящие) — должны начать вставать с 4 лет.
«Р», «Л» (сонорные) — эти звуки самые поздние, нормализуются к 5 годам.
Речь — это не только умение произносить звуки. Это сложная система, в которой участвуют мозг, память, внимание, мышление, дыхательная система, голосовой аппарат. Если вы видите тревожные сигналы, лучше перестраховаться и показаться логопеду. Раннее обращение — залог быстрой и эффективной коррекции.
