Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Россияне жалуются на детей-абьюзеров: почему школьники все чаще слетают с катушек

«Помогите, терпеть больше нет сил!» Такие призывы в соцсетях оставляют родители, страдающие от собственных детей-абьюзеров. Психологи объясняют, почему дети все чаще применяют психологическое и даже физическое насилие и что с этим делать.

17 октября 202418
абьюзер, ребенок, простыми словами
Источник:

iStockphto

«Моя сестра на грани, я боюсь, что она может что-то с собой сделать. Ее сыну 11 лет, он доводит ее каждый день, она рыдает, но сама себе помочь не может, у психиатра была, ребенка специалистам тоже показывала, диагнозов у него нет. Прошу откликнуться, если сталкивались с подобным…»

В соцсетях под таким сообщением женщины, переживающей за свою сестру, стихийно прошло самое настоящее родительское собрание — взрослых, жалующихся на своих детей-абьюзеров. Явление это оказалось очень распространенным. «Доктор Питер» поговорил о детском абьюзе с психологами.

Наталия Чиркова
Психология

Психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю»

Ребенок-абьюзер — это…

«Абьюзом называют любой вид насилия, применяемый к другому человеку. Ребенок, достаточно подросший, чтобы понять, что он делает больно другому, мучит его, может быть назван абьюзером. В возрасте 10-13 лет дети уже осознают последствия своих поступков и действуют намеренно», — разъяснила психолог Наталия Чиркова.

Абьюз — это поведение, которое становится системой, а не носит разовый или ситуативный характер.

Как проявляется абьюз

  • Ребенок, как и взрослый-абьюзер, может говорить обидные, уничижительные фразы родителям, может пытаться ударить, толкнуть родителей или других детей, может действовать угрозами или шантажом в попытке получить желаемое.

    Уже в раннем возрасте родителям стоит обращать внимание на такие настораживающие признаки, как высокий уровень агрессии, жестокость ребенка в отношении животных, других детей, родителей, отсутствие чувства вины за причинение боли, нарушение правил.

  • Абьюз также может проявляться в попытках контролировать родителей, не отпускать их, например, в гости. Такой ребенок может плакать, кричать и угрожать, если он не может добиться желаемого.

  • Еще один признак — игнорирование чувств других людей, отсутствие эмпатии, безразличие к тому, что другие испытывают боль.

Причины поведения

«Ребенок становится абьюзером, если он родился и растет в семье, где взрослые могут проявлять насилие в отношении друг друга. Ребенок впитывает атмосферу агрессии и нарушенных границ и, вырастая, начинает считать это нормой, — поясняет эксперт. — Вторая причина — это вседозволенность и непоследовательность в воспитании. Если ребенок не понимает, что можно, что нельзя, если сегодня ему что-то разрешают, а на другой день запрещают без объяснения причин, если родители не выполняют данные ему обещания, то это вызывает сильный гнев, неуважение в отношении родителей. А отсутствие четких границ ведет к разрушительному выражению этого гнева».

Запрет на выражение эмоций, непонимание и неприятие чувств ведет к тому, что ребенок не может научиться ими управлять, что также ведет к вспышкам гнева и насилию, говорит психолог.

Постоянное чувство беспомощности и фрустрация тоже могут спровоцировать абьюзивное поведение.

«Если ребенок постоянно испытывает чувство, что он не может ни на что повлиять, что от него ничего не зависит, он пытается и не может стать „хорошим“ для родителей, получить их похвалу, то это путь к тому, что он будет пытаться получить свое с помощью насилия», — объясняет Наталия Чиркова.

Не путайте: это не считается абьюзом

  • Нормальная потребность выразить возмущение, недовольство или гнев — это не абьюз. Важно научить ребенка понимать свои чувства, не бояться их и корректно их выражать.

  • Последствия усталости, стресса, нервного перенапряжения могут вызывать немотивированные на первый взгляд вспышки агрессии.

  • Фрустрация, проблемы в школе, секреты, которые вынужден хранить ребенок, также влияют на его поведение. В этом случае важно видеть причину, понять событие, после которого поведение ребенка изменилось.

Ксения Савельева
Психология

Клинический психолог, психотерапевт

Главные агрессоры — трехлетки

«Это может удивить, но гнев и агрессия чаще всего проявляются у ребенка в возрасте от 1 года до 4 лет, когда у него еще нет критики к собственному состоянию и поведению и он ведет себя максимально естественно. У младенца причиной ярких эмоциональных переживаний может быть элементарный физический дискомфорт: ему хочется есть или пить, ему жарко или холодно. Это проявляется плачем, укусами, швырянием игрушек, криком, топаньем ногами, валянием на полу, вспышками ярости или нападением на сверстников и взрослых», — продолжает клинический психолог Ксения Савельева.

Лет с пяти до старшего школьного возраста включительно абьюз может проявляться слезами, истериками, драчливостью, оскорблениями, планированием мести, порчей чужого имущества или игнорированием. А в старшем школьном возрасте к физической и вербальной агрессии добавляется перенос агрессии на себя (например, аутоагрессия в виде селфхарма, разбивание кулаков о стены и многое другое). Эти паттерны поведения уже могут сохраниться до конца жизни.

«Подобное поведение может также указывать на различные психические проблемы, расстройства и заболевания у детей — от СДВГ, тревожных расстройств и острых реакций на стресс до депрессии, шизофрении и биполярного расстройства», — поясняет Ксения Савельева.

Что делать, если ребенок — абьюзер

«Важно установить систему правил, которой будут придерживаться все взрослые члены семьи, живущие с ребенком. Иными словами, обозначить, что можно и что нельзя, независимо от обстоятельств. Действовать последовательно, обучая ребенка следовать им, — продолжает Наталия Чиркова — Надо исключить насилие внутри семьи и в отношении ребенка, показывать на своем примере, что физическая сила и принуждение — это плохой способ достижения желаемого».

Используйте позитивное подкрепление желательного поведения вместо наказаний. Учите ребенка договариваться, при этом родителям важно самим соблюдать свои обещания. И при необходимости обратитесь к специалисту, чтобы выработать схему поведения и помощи ребенку в вашем конкретном случае.