Петербургский «Фонд друзей балтийской нерпы», спасающий нерп и тюленей, недавно опубликовал видео, которое наглядно и красиво иллюстрирует потребность малыша в матери. На ролике маленькая нерпа изо всех сил тянется к плюшевой игрушке, приняв ее за живой источник тепла и заботы.
Так работает та самая теория привязанности, о которой вы если и не слышали, то ощущали ее эффект с самого детства.
«Получив игрушечную маму, бельки-нерпята тут же успокаиваются, перестают плакать и переключаются на поиск молочка. Вскоре они готовы принимать смесь и очень быстро осваиваются на новом месте», — рассказали в фонде.
Зоопсихологи признались, что долго не могли найти решение проблемы, ведь маленькие нерпы испытывают сильный стресс, когда попадают к людям. Однако плюшевая мама быстро решает все проблемы.
Этот пример ярко демонстрирует теорию привязанности, сформулированную английским психиатром Джоном Боулби и его коллегами. В ее основе лежат исследования поведения как детей, так и зверей.

Как родилась теория привязанности
Американский психолог Гарри Харлоу в 50-х годах наблюдал за макаками-резусами. Он заметил, что детеныши в лабораториях, по каким-то причинам отнятые от матерей, испытывали особые чувства к мягким пеленкам на полу в их клетках.
«Когда пеленки забирали для чистки, малыши тревожились, становились раздражительными, а без них часто вообще погибали. Тогда Харлоу стал думать, насколько важна для детеныша потребность в физическом контакте и комфорте. Эта идея, которая сейчас кажется нам такой естественной, вовсе не была очевидной для его современников», — рассказывает Юлия Яковлева.
Тогда психологи считали, что любовь младенца к матери вторична и возникает только потому, что мать удовлетворяет его первичную потребность в пище.
Искусственные мамы для детенышей
Чтобы проверить гипотезу, Харлоу провел серию экспериментов. Для детенышей макак сделали «суррогатных матерей» двух видов:
одна с подогревом и механизмом для кормления, но жесткая, проволочная;
вторая — мягкая, обтянутая мягкой махровой тканью, тоже теплая и в некоторых случаях вообще без еды.
Исследователи проверяли, сколько времени детеныши проводили с каждой «матерью», моделировали ситуации угрозы, неизвестности, разлуки. Выяснилось, что в любом случае детеныши больше всего времени проводили с тряпичной «матерью», даже если кормила их только проволочная.
Интерес к окружающему миру появлялся, только если детеныш чувствовал, что «мать» рядом. А встречая тряпичную «мать» после разлуки, малыши крепко обнимали ее и проявляли сильную эмоциональную реакцию облегчения и радости.
Когда эти детеныши выросли, у них стали возникать проблемы с социализацией, они не всегда понимали, что делать со своими собственными малышами. По итогам этого исследования Харлоу в 1958 году
Так что советские мультипликаторы были правы: проблему Мамонтенка вполне могла бы решить приемная мама-слониха.
Проверка на детях
Экспериментов на детях тоже было много. Какие-то проводили психологи, а какие-то — сама история.
Например, в Лондоне во времена Великой Отечественной войны было замечено, что дети, которых в целях безопасности забирали у родителей и передавали семьям в сельской местности, начинали худеть, болеть, переставали разговаривать. Разлука оказалась страшнее бомб. Лондонские власти поняли, что план по спасению детей не работает, и оставили их с родителями.
Многие ситуации кажутся не такими драматичными — например, один малыш попадает в больницу, другой — в приют, где детей кормят, моют, одевают, дают им игрушки. В 1952 году команда Джона Боулби сняла документальный фильм «Двухлетний ребенок в больнице», в котором тоже ярко проиллюстрирована теория привязанности.
В 1969 году вышел документальный фильм «Джон» про 17-месячного мальчика, которого всего на девять дней поместили в детский приют, пока его мама находилась в роддоме. Зритель видит, как общительный и веселый малыш постепенно меняется.
«Сначала он пытается искать внимания взрослых, но теряет силы, а на четвертый день происходит перелом: он заболевает без видимых причин, постоянно плачет и перестает есть», — рассказывает Юлия Яковлева.
На девятый день, когда за Джоном приходит мама, он начинает плакать, отворачивается от нее и вырывается. Доверие подорвано. Этот фильм входит в программу некоторых психологических вузов, и его сложно смотреть без слез. Сделанные в тех условиях наблюдения перевернули представления психологов о потребностях детей.
Как все эти далекие истории связаны с нашей жизнью? Напрямую, и об этом говорит теория привязанности, заверяет психолог.
Сталкивались ли вы со сложностями в личной жизни? Если нет, вас можно назвать уникальным человеком. Проблемы в отношениях, пожалуй, самый частый запрос, с которым идут к психологу. И проблемы эти связаны с типом привязанности, сформировавшимся в раннем детстве в контакте с матерью и другими значимыми людьми.
Психологи выделяют четыре типа привязанности.
Надежный. Возникает, если значимый взрослый в доступе и удовлетворяет все потребности.
Тревожно-устойчивый (или тревожный). Взрослый уходил, но возвращался, пока ребенок еще не потерял надежду и был готов в контакту.
Тревожно-избегающий (или избегающий). Взрослый не возвращался, и ребенок учился справляться со своими чувствами сам, как бы урезая потребность в привязанности: не проявлял признаков горя, когда взрослый уходил, и не радовался, когда тот возвращался.
Дезорганизованный (или дезориентированный, или хаотичный). Ребенок находился в сильно травмирующих условиях, в том числе если значимые взрослые допускали непоследовательные и противоречивые стратегии поведения в отношении ребенка.
Как типы привязанности контролируют нашу жизнь
В паре (это могут быть супруги, родитель и ребенок, даже пара друзей) взаимодействие часто выглядит следующим образом.
Тревожный партнер теребит, давит, требует, критикует, злится. Ему кажется, что его второй половинке «все равно».
«На самом деле тревожный боится (часто не осознавая этого), что его не любят и бросят. Его главная потребность заключается в близости. Его партнером часто становится человек с избегающим типом или стратегией. Они как совпадающие пазлы: один догоняет, другой убегает», — говорит эксперт.
Избегающий партнер в свою очередь отмалчивается, уходит в рассуждения, пытается решить проблему рационально, а когда совсем припрет — защищается в ответ. Ему кажется, что его атакуют, выносят ему мозг, ему небезопасно. На самом деле он боится не справиться, стать неудачником и очень хочет быть принятым.
Учитывая, что в детстве почти каждого из нас были как минимум ясли, больницы без мамы, ранний выход матери на работу, кормление по часам, а то и зависимости родителей, людей с надежным типом привязанности найти в нашем обществе сложно.
Хорошая новость заключается в том, что психотерапия позволяет если не исправить, то скомпенсировать тип привязанности. Этому же способствуют гармоничные отношения в паре, когда потребности партнеров оказываются удовлетворены и страхи закрыты.
«А пока психологи в своих кабинетах помогают клиентам выстраивать счастливые отношения, мы можем смотреть и радоваться тому, как петербургские биологи нашли способ удовлетворить потребность и избавить от страхов маленькую нерпочку», — заключила Юлия Яковлева.