Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему сказки нужно читать и взрослым, и детям, объяснила психолог Минчина

Сказки с самих ранних лет учат нас многому. Более того, их даже можно использовать в терапевтических целях ради крепкой психики.

11 февраля 20251
Почему сказки нужно читать и взрослым, и детям, объяснила психолог Минчина | Источник: unsplash
Источник:

unsplash

Дети обычно любят сказки. Фантастические сюжеты, в которых добро всегда побеждает зло, знакомы практически каждому.

Однако читать сказки стоит людям всех возрастов. В честь дня волшебных сказок на ночь «Доктор Питер» поговорил с психологом Ольгой Минчиной о том, как выдуманные истории могут принести реальную пользу вашему ментальному здоровью.

Ольга Минчина
Психология

Психолог-консультант, арт-терапевт

Не просто книги

Сказкотерапия — это направление в психологии, где сказки используются для решения психологических проблем. Через метафоры и символы сказок человек может осмыслить свои переживания и найти выход из сложных ситуаций.

Любимый сказочный сюжет может служить параллелью жизненному сценарию человека, поэтому через изучение любимых сказок можно найти выход из повторяющихся жизненных ситуаций, которые могут не устраивать человека.

Сказки — это не просто развлечение, а мощный инструмент для поддержания психического здоровья. Чем еще могут быть полезны сказки?

Развитие эмпатии, эмоционального интеллекта

Сказки помогают с детства сопереживать героям, понимать их чувства и мотивы, что, в свою очередь, способствует развитию эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — это важная компетенция, которая заключается в способности человека распознавать свои эмоции, а также чувства других людей. Это помогает принимать и проживать свои эмоции, понимать намерения и настроение собеседника.

Работа с внутренними конфликтами

Сказки часто содержат символические сюжеты, которые отражают внутренние конфликты и страхи. Через метафоры сказки помогают осмыслить сложные переживания.

Например, сказка о Красной Шапочке может символизировать страх перед неизвестным или необходимость быть осторожным.

Снижение тревожности

Как правило, у сказок счастливый конец. Слушая сказку, дети понимают, что даже в сложных ситуациях есть выход, главное — не сдаваться и не опускать руки.

Развитие воображения

Сказки стимулируют фантазию, помогают представлять новые миры и ситуации, что полезно для развития творческого мышления.

Развитое воображение позволяет взглянуть на разные жизненные ситуации нестандартно и найти эффективные решения.

Решение возрастных задач

Сказки помогают детям и взрослым справляться с возрастными кризисами, предлагая модели поведения и решения проблем.

Например, известная сказка «Гадкий утенок» помогает ребенку принять себя и понять, что быть непохожим на других — это нормально.

Развитие языковых и когнитивных навыков

Сказки помогают расширить словарный запас, улучшить память и способность к анализу. Ребенок учится строить логические связи между событиями в сказке.

Чему нас учат сказки?

Сказки выполняют важную психологическую и воспитательную функцию, так как они помогают нам понять самих себя и мир вокруг нас

  • Формирование моральных ценностей. Сказки часто содержат моральные уроки (добро побеждает зло, важно быть честным и т. д.), что помогает формировать систему ценностей. Именно эта система играет ключевую роль в жизни человека, формирует основу для принятия решений, поведения, взаимоотношений и самоидентификации.

  • Преодоление трудностей. Сказки показывают, что трудности — это часть жизни, и их можно преодолеть. Сказки учат не сдаваться, не опускать руки при первой неудаче, а идти вперед, даже когда что-то не получается.

  • Вера в себя, принятие себя. Сказки вдохновляют верить в свои силы и принимать свою уникальную личность, не стремясь подражать другим.

Яркий пример такой сказки — «Гадкий утенок».

  • Эффективность работы в команде. Совместные усилия помогают достичь большего.

Например, в сказке «Репка» персонажи преуспевают в деле за счет командной работы.

  • Осознание последствий своих действий. Каждое действие имеет последствия, и важно оценивать риски.

Например, в «Спящей красавице» принцесса впала в долгий сон после укола о веретено, Белоснежка — после укуса яблока, взятого у незнакомого человека.

  • Преодоление страхов. Все страхи можно победить, если набраться храбрости и встретиться с ними лицом к лицу.

Например, в сказке «Иван-царевич и Серый волк» герой побеждает свои страхи, чтобы спасти любимую.

  • Важность семьи и дружбы. Поддержка близких помогает справляться с трудностями.

Например, в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» герои помогают друг другу в сложных ситуациях.

  • Развитие критического мышления. Сказки учат анализировать поступки героев и делать выводы.

Например, в сказке «Кот в сапогах» герой использует хитрость и смекалку, чтобы добиться успеха.

  • Гибкость. Жизнь полна неожиданностей, и важно уметь приспосабливаться к новым условиям.

Например, в сказке «Белоснежка и семь гномов» главная героиня приспособилась к жизни с гномами, что помогло ей выжить.

  • Ценность любви и доброты. Любовь и доброта — это самые мощные силы, которые могут изменить мир.

Например, в сказке «Спящая красавица» любовь пробуждает героиню от долгого сна.

Сказки — это кладезь мудрости, который учит нас важным жизненным урокам. Они помогают развивать эмоциональный интеллект, справляться с трудностями, верить в себя и ценить добро.