Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Петербургские психиатры поставили свой "диагноз" реабилитационному центру для аутистов

Открытие Любовью Аркус центра реабилитации аутистов «Антон тут рядом» вызвало неоднозначную реакцию врачей-психиатров Петербурга. Не все с восторгом отнеслись к идеям кинорежиссера и ее мнению о том, что аутисты могут социализироваться и стать «обычными» людьми.

19 декабря 201357
Петербургские психиатры поставили свой "диагноз"  реабилитационному центру для аутистов | Источник: фото с bplusmovieblog.com
Источник:
фото с bplusmovieblog.com

Недоумение вызвало у врачей и то, что кинорежиссер обратилась с инициативой к самому Владимиру Путину: «Я просила президента срочно собрать межведомственную комиссию, - рассказала Любовь Аркус на семинаре в РГПУ имени Герцена опытным психиатрам. - В комиссию должны войти представители Министерства здравоохранения, Министерства социального обеспечения, Министерства образования и Министерства юстиции для того, чтобы начать разработку программы по решению проблем аутизма, которую нужно начать с того, чтобы ввести статистическую единицу «аутист»...» Свое мнение о центре Любови Аркус и проблеме аутизма высказали ведущие психиатры Петербурга.

Людмила Рубина, главный детский психиатр Петербурга:

- Любовь Аркус считает открытие центра чем-то новым, а я пережила это 25 лет назад, когда только началась перестройка. В то время стало модно адаптировать аутистов и даунов, пытаться делать из них «талантливых людей». И родители этих несчастных детей обрушились на наши городские клиники. Они стали общаться между собой, с их помощью открылись мастерские, реабилитационные центры, и семьи были уверены, что у них все получится и дети изменятся.

Увы, дети росли, а ничего не менялось. Не всегда удавалось даже добиться того человеческого контакта, который должен быть в семье между близкими людьми. В итоге кто-то из родителей понял, что усилия тщетны, а кто-то не хотел этого принимать. Семьи больных детей переругались между собой. Часть поменяла квартиры и уехала в Ленобласть, чтобы продолжить заниматься тем же. Часть просто пропала из моего поля зрения. Не буду называть имена, но многие из родителей теперь поддерживают точку зрения врачей. И, когда им задают вопрос: «Ваш сын изменился?», они отвечают: «Нет».

Есть еще одна сторона медали. Многие родители хватаются за диагноз «аутизм» потому, что он не звучит таким приговором как «олигофрения» или, к примеру, «имбецильность», «малоумие». Вроде бы их ребенок нормальный, но с «особенностями». На самом деле аутизм – серьезное заболевание. И, боюсь, многие родители, которые сейчас воодушевлены открытием центра, через несколько лет разочаруются.
Конечно, нет ничего плохого в том, что Любовь Аркус делает. С больными ребятами будут заниматься, но я считаю, что любая новая инициатива должна быть проверенной, и детей для таких центров тоже надо отбирать, диагностируя каждого отдельно. «Массовый» подход к аутистам в данном случае неприемлем, создавать такие центры фронтально нельзя. Хорошо бы еще, чтобы за процессом наблюдал высокообразованный консультант-психиатр.

Борис Воронков, доцент кафедры психоневрологии факультета повышения квалификации и последипломной подготовки Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии:

— Нельзя заниматься аутистами вообще. Потому что каждый случай детского аутизма — разный по своим причинам, механизмам и клиническим проявлениям. Я смотрел фильм Любови Аркус «Антон тут рядом», и с точки зрения не только моей, но и многих психиатров Петербурга, Антон не является аутистом. Я не буду утверждать этого на 100 процентов, так как видел парня лишь на экране, но я бы поставил ему иной диагноз. В силу своего состояния он, вероятно, обучаемый, с ним можно работать.

Помните фильм «Человек дождя»? Там Дастин Хоффман играл аутиста в режиссерском представлении. Заметьте, в финале картины брат все равно провожал его на поезд в специализированный интернат. Это при всех гениальных математических способностях... Даже повзрослевшие аутисты не становятся полноценными членами общества. (Но кино есть кино, я не стал бы на него ориентироваться в диагностике больных.)

В жизни же аутисты никому не нужны, кроме своих несчастных родителей. Они не вписываются в социум. Как ни горько, эта болезнь гораздо более катастрофична, чем, к примеру, олигофрения. Потому что аутисты лишены воображения и пребывают в мире буквальности, из которого их не вывести. Аутист не сможет самостоятельно учиться в школе, он не ухватит в речи учителя смысл, и с ним постоянно должен быть сопровождающий.
Я не знаю, откуда взялась такая «позитивная» статистика у Любови Аркус, по ее мнению, аутисты успешно социализируются, и им даже снимают диагноз. На мой взгляд, это невозможно. Случаев выздоровления и социализации аутистов Каннера за много лет практики я не видел.

(О том, как будет работать центр "Антон тут рядом", читайте здесь)

Аспергер описал психопатов, которые обучаемы и могут даже работать, ведь у них высокий IQ. Но их аутизм имеет другую природу. Однако, даже если такой больной приобретет какую-то профессию, с ним рядом должен быть человек, помогающий ему общаться с внешним миром. Самостоятельно аутисты Аспергера существовать в обществе тоже не смогут. И даже если они научатся жить по формальным законам этого общества, среди людей, они будут, увы, чужаками.

Я за центр Любови Аркус: прекрасно, что аутистами кто-то занимается. Но все ли педагоги способны увидеть отличие аутиста Каннера от больного шизофренией или глубоко умственно отсталого. А ведь подходы к ним должны быть разные, даже аутистов Каннера и аутистов Аспергера нельзя реабилитировать в одной группе.
Настораживает также, что в центре диагностировать аутистов будет невролог, он же напишет и дальнейшую программу лечения реабилитации. Но ведь невролог – это другая специальность, они не занимаются лечением аутизма. Это психиатрической диагноз. Получается, что у меня болит сердце, а лечить меня будет ортопед.

Елена Давтян, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи РГПУ им. А. И. Герцена, заведующая дневным стационаром № 3 ГПНДС-7:

- На самом деле никакой «эпидемии» аутизма в мире нет. Все дело в системе диагностики. Последние классификации, созданные прежде всего американскими психиатрами, содержат много новых диагностических рубрик, которые являются не более чем крайними вариантами нормального поведения человека. Например, в журнале «Психиатрия и психофармакотерапия» опубликован перевод статьи американского психиатра Аллена Френсиса из Северной Каролины с удивительными цифрами: вследствие всех этих маневров диагностика разного рода душевных расстройств за время использования последней классификации увеличилась на порядок. Что касается диагностики расстройств аутистического спектра у детей, то она возросла более чем в 20 раз! Удивителен также тот факт, что 80  процентов всех психотропных препаратов назначается врачами первичной медицинской сети, не имеющими должной квалификации и времени, чтобы поставить правильный диагноз.

Существующей классификации не хватает научной обоснованности, и она зачастую (по мнению специалистов, находящихся в оппозиции) игнорирует клинический здравый смысл. Подобная ситуация может повториться и в России. В любом случае это дело специалистов. В отношении деятельности и выступлений Любови Аркус могу только процитировать профессора Преображенского: «Разруха не в клозетах, а в головах». Если режиссер, вместо того, чтобы снимать фильмы, выступает экспертом по проблемам аутизма, видимо, в стране наступает разруха.

Подготовили Наталья Черных, Екатерина Дементьева,

 

Комментарии57
под именем
  • Гость
    06:41 14.01.14
    Отношение к детям, старикам и инвалидам - уровень общества, уровень гуманности. Если мозг не имеет органических повреждений, то всегда нужно думать о возможности лечения. Вопросов несколько - понять, что это нужно делать, и найти деньги. Первое - без дискуссий. Второе - не моя тема, но украденных миллиардов Гусинским, Березовским, Ходорковским, Скрынник, Васильевой и сестрой и зятем Сердюкова, наверняка хватило бы для создания НИИ и решения многих медицинских проблем. Почему нет премии в 1 000 000 долларов для решившего проблему аутизма ? Почему можно в Питере строить стадион ,до бесконечности повышая его стоимость и отдаляя сроки сдачи, но не выделять денег для проблемы решения аутизма ? Ведь никто из психиатров не сказал - это неизлечимо и навсегда. А вдруг ? Тогда все они скажут - мы тоже внесли свой вклад ?
  • Гость
    17:10 13.01.14
    Во набежали с комментами про плохих психиатров:-) Конечно в России плохая психиатрия, как и вся медицина, впрочем, но электрошок то и лоботомию, как лечение психических заболеваний придумали в Америке. Мне понятно мнение главного психиатра - в нем говорит опыт, а он как говорится сын ошибок трудных.... А центр Аркус только создан и ему еще предстоит доказать свою состоятельность, пройти так сказать огонь и воду суровой реальности. Вот тогда то и можно будеть петь дифирамбы...
  • Гость
    14:18 09.01.14
    Рубина- продукт нашего тотального периода. Она всего лишь проводник госполитики того времени, когда битком набитые неудобными людьми дурдомА были совершенно закрытыми заведениями... И всё творившееся там было за семью замками. И люди, и методы "лечения" и санитарное состояние. Сейчас мы имеем возможность доступа к мировым достижениям в любой области. Значит, у нас всё получится. P.S. Хочу немного отрезвить родителей, ссылающихся на зарубежный опыт "цивилизованных" стран: поищите в поисковике такой американский способ -" Восстановление привязанности" , где зачумленые американскими психиатрами родители укладываются своими стопядидесятикилограммовыми тушками на распростёртые на полу тельца дошколят и давят на них со всей дури до того момента, пока дитё не обнимет их за шею и не сообщит им о своей любви... Ну, или нафиг не задохнётся... "Люди, будьте бдительны!"
  • Гость
    09:12 02.01.14
    Согласна, что разруха-то не в голове у режиссера, а у некоторых специалистов-врачей и педагогов, да еще и мания величия! Спасибо тем, кто проявляет милосердие и оказывает помощь в развитии и поддержании навыков и умений у людей с ограниченными возможностями! Иначе - ПНИ!
  • Гость
    09:23 30.12.13
    Фильм не видела, зато я работала с группой молодых людей (14 - 30 лет) с различными диагнозами, в том числе с аутистами, как социальный тератевт. Есть такая специальность - лечебный педагог и социальный терапевт, правда в России её в реестре специальностей не существует... Мои международные сертификаты для нашей системы ничего не значат. Пришла я к ней повышая квалификацию после окончания педагогического университета в том же университете, закончив курс по специальности вальдорфская педагогика. Леч. пед. и соц. терапия занимает нишу между медициной и педагогикой. Так вот, чем выше квалификация, тем на деле получается меньше прав применять свои знания на практике. Но у меня получилось это делать в один момент моей жизни. У меня была группа, с которой я работала, кроме того я встречала аутистов на жизненном пути вне группы, словом, я знаю об аутистах не только теоретически. Я хочу рассказать, что я видела явное изменение в лучшую сторону состояние моих друзей, усилия. направленные для того, чтобы им помочь были оправданы. Кроме того, мне было с ними очень комфортно, интересно, моя жизнь обогащена нашими встречами, мне было даже намного интереснее общаться с ними, чем с многими(!!!) из моего "нормального" окружения с точки зрения глубины личности. Вообще, в моей группе собрались какие-то аристократы души и духа. Я наблюдала и поражалась им. Сначала я получала за работу спонсорскую зарплату, потом её не стало, я работала даром, потом я не имела возможность это делать дальше... Была попытка создать школу и мастерские, РОНО не нашло бесплатного помещения, а я пошла учиться дальше - на арттерапевта - эвритмиста. Но до сих пор я вспоминаю свои встречи с людьми в моей группе как прекрасное духовно насыщенное человеческое общение. Я понимаю, что я не могу что-то изменить кардинально, но я могу помочь повысить качество жизни, я могу воспринимать индивидуальность, а не оценивать способности и внешний вид, я могу выстроить человеческий контакт, помочь им лучше ориентироваться в теле, помочь им встретиться друг с другом, помочь их родителям выйти из замкнутого круга одиночества. Это возможно, это и надо делать! Кроме того аутисты все обучаемы! Даже если это никаким внешним образом нельзя определить, и обучать их стоит, просто результатом они не поделятся, он останется в них. Нельзя их проверить и поставить оценку во многих случаях, но разве знания становятся менее ценны, приносят меньшую радость от этого? Аутизм впервые зафиксирован с момента промышленной революции, времени. когда индивидуальное начало вытесняться, когда появился конвеер, когда люди всё меньше стали вступать в личные отношения, меньше смотреть друг другу в глаза, когда весь мир стал в какой-то мере болен аутизмом. Аутизм - это расплата за определённый шаг в развити цивилизации. Если мы не осознаем это и станем больше опираться не на статистику, на внешние сиюминутные результаты, проявим больше человечности, любви друг к другу, то аутизм просто исчезнет как проблема, при излечении болезни общества пропадают и симптомы. Не будет необходимости духовному миру сигналить человечеству о его заблуждении. Аутизм просто исчезнет как феномен, это нарушение всего лишь симптом болезни нашего времени! Исчезнет к тому же и нарушение "болезни Дауна", так как эти люди компенсируют недостаток понимания и любви в сегодняшней цивилизации. Они проводники космической любви, и это я тоже знаю не по наслышке. Болезнь Дауна тоже зафиксирована с началом промышленной революции. Всё в наших руках, нужно только прислушиваться к тому, что хочет нам сказать мир! А та система, что существует сегодня и в медицине и в педагогике и в государственной бюрократической системе настолько костна, склеротизированна в своём мышлении, что уничтожит сама себя, ведь мир эволюционирует. Разве она может соперничать с любовью? Настоящее здравомослие - это сердечное мышление, способность отдавать, прощать, принимать и благодарить, посылать благие пожелания, рождать прекрасные, проникнутые творческой силой фантизии, ставить перед собой высокие цели и создавать путь к ним не изнуряющей гонкой, а прекрасным путешествием, не делить человечество на своих и врагов, быть внутренне принципиальными и готовыми к тому, что поймут далеко не все, не судить... И работать, молиться и ждать.
  • Гость
    15:31 28.12.13
    " Психиатр , 26 декабря 2013 г. 13:57 ..... где обязательно участие психиатра, психотерапевта, специалиста по социальной работе, педагогов и т.д...... " Чем может помочь аутисту психиатр? Практически ничем. Нейролептики в ряде случаев немного облегчают симптомы и всё, больше нет никакого лечения. Психиатрия практически бессильна здесь. Это не мои родительские фантазии, а факты. Главное "лечение" аутиста заключается в интенсивном обучении, с использование специальных методик, таких как поведенческая терапия. На первый план здесь выходят поведенческие аналитики и педагоги, а место психиатра последнее. Во всяком случае таким образом дело обстоит в цивилизованных странах, где уважают научный метод и право каждого человека на реализацию своих возможностей.
  • Гость
    02:58 28.12.13
    Метод семьи Кауфман , я думаю очень интересен
  • Гость
    02:52 28.12.13
    В Италии к примеру психиатрические больницы отсутствуют как таковые . Там другая система помощи .
  • Гость
    23:05 27.12.13
    Во всём мире (во всяком случае в высокоразвитых странах: США, Канада, Великобритания и др.) аутистами занимаются невропатологи, а у господина Воронкова - психиатры.
  • Гость
    12:45 27.12.13
    Спасибо большое всем организаторам и работникам центра ! Моя дочка посещает его несколько дней,такой мощной поддержки я не встречала ни в одном центре .Ни в государственном, ни в частном, ни в благотворительном,а ей уже 25 лет В 3 года главным психиатром края был поставлен диагноз "аутизм"в 5 в Израиле прошла все тесты,тот же диагноз совместно с отставанием в умственном развитии,и все наши мучения знакомы каждой семье, у кого дети с таким диагнозом.Но нам сразу сказали,таких не лечим,она не буйная .Только реабилитация,но центров то не было,обученных специалистов не было,все методики стоят больших денег,начались хождения по мукам.Да многие центры открывались,закрывались по разным причинам,а государству наши дети вообще не нужны.У них все просто в псих больницу или интернат.Вот открылся еще один центр и психиатры сразу вместо помощи и поддержки,высказывают такой негатив.Вы просто не понимаете о чем думают родители,и как они живут,в каком страхе за их будущее.Дай Бог что бы это начинание не закончилось ,а только развивалось,и приняло действительно таких высоких стандартов,какие есть в Европе,где родители не переживают ,а спокойны и знают что когда их не станет об их детях позаботится государство,и они могут сами решать жить им с родителями или в центрах где есть доброжелательные сотрудники .Сейчас главное что Наташа счастлива,каждый день рвется в центр,и счастливая возвращается,это дает ей положительные эмоции,она раскрывается,больше общается,сопровождающие- студенты ее возраста,она этим тоже довольна,там есть обученные специалисты программы АВА- терапия ,т к ни в одном центре профессионально социализацией и адаптацией с ней не занимались,кроме этого занятия с психологами и в мастерских,она накормлена,и постепенно будет обучатся готовить,страшно подумать что есть люди,тем более врачи которые уже в зачатке ставят крест на всем и на детях и на работе центра.Думаю это еще раз доказывает что не все в нашей стране занимают свои места ,они не могут лечить,только калечат наших детей,некоторых прямо с рождения,как произошло в моем случае, с Наташей. Желаю долгих лет Любовь , крепкого здоровья и много сил ,и не обращать внимание на тех кто не верит в Ваше дело,не портите себе здоровье,главное что бы такие вот "доброжелатели" не закрыли центр и наши дети опять будут сидеть дома,или в государственных на 3 часа в день,куда не каждая мама сможет водить.Я теперь имею возможность ездить в командировки,и работать полный рабочий день!Скажите господа врачи,где в нашем городе предоставлена родителям такая возможность?Кому нужны наши дети? С большим уважением в сотрудникам центра Елена Николаева