Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Не говорите ребенку, что он умный»: эта главная ошибка родителей отбивает желание учиться

Нас приучили, что детей надо хвалить, что метод пряника всегда работает лучше, чем метод кнута. Однако родители даже не подозревают, как простая похвала может навредить дальнейшей жизни ребенка.

1 сентября 20251
«Не говорите ребенку, что он умный»: эта главная ошибка родителей отбивает желание учиться | Источник: Ксения Воронежцева/YandexART
Источник:

Ксения Воронежцева/YandexART

Из умницы в двоечника

Родительские похвала и одобрение очень важны для самооценки ребенка. Однако хвалить можно по-разному. Часто бывает, что пытаясь замотивировать ребенка добрыми словами, родители делают только хуже.

Психолог и преподаватель Стэнфордского университета Кэрол Дуэк объясняет: никогда не говорите детям, что они умные. Исследования показывают, что таким образом родители оказывают ребенку медвежью услугу.

Психолог делится случаем из практики. В начальной школе Джонатан был отличником. Он с легкостью осваивал программу и искренне не понимал, почему его одноклассникам бывает нелегко.

«У тебя особый дар», — говорили ему родители.

А потом мальчик перешел в седьмой класс, и внезапно учеба стала ему неинтересной. Он перестал делать домашние задания, не готовился к контрольным, и оценки резко упали. Но родители с прежним упорством повторяли: «Ты очень умный». Так они пытались замотивировать его, хотели поднять самооценку сына. Но Джонатан говорил, что занятия в школе скучные и бессмысленные.

Ребенка убедили, что его интеллект — это врожденный дар, нечто неизменное, а значит, стоит ли прилагать усилия, тратить время на учебу?

«Многие полагают, что выдающийся интеллект или способности, а также уверенность в них — это залог успеха. Однако более 35 лет научных исследований показывают, что чрезмерный акцент на интеллекте или таланте делает людей уязвимыми к неудачам, вызывает страх перед трудностями и нежелание исправлять свои недостатки», — подчеркивает Кэрол Дуэк в своей статье «Секрет воспитания умных детей», опубликованной в журнале Scientific American.

Сначала «умница ребенок» легко справляется со школьной программой. Но как только появляются первые трудности и ошибки, он воспринимает это как угрозу своему самолюбию, а не как возможность для совершенствования. Из-за этого ребенок теряет любую мотивацию.

Как мы растим беспомощных детей

Автор призывает обучать детей «мышлению роста» — поощрять не умственные или физические способности, а концентрацию на процессе, личные усилия.

«Однажды я объясняла детям младшей и средней школы, что именно недостаток усилий, а не недостаток способностей приводит к их ошибкам в математике. В итоге дети научились с упорством решать задачи или хотя бы пытаться это делать, даже когда задания становились все сложнее. Другая группа детей, которых просто поощряли за успехи в более легких задачах, не улучшила свои способности при сложных заданиях», — говорит Кэрол Дуэк.

Более того, многие из подопечных Кэрол даже полюбили сложные задачи, для них это стало вызовом.

Психолог разделяет детей на беспомощных и ориентированных на мастерство.

«Беспомощные считают, что интеллект — это фиксированная черта: у вас есть только определенное его количество. Такие дети избегают усилий, полагая, что необходимость усердно работать означает, что они глупые, — говорит эксперт. — Дети, ориентированные на мастерство, напротив, считают, что интеллект податлив и его можно развить посредством образования и упорного труда. Поэтому они хотят учиться, учеба для них более важная цель в школе, чем хорошие оценки».

По словам Кэрол, ученики с такой установкой на рост «обречены на более высокие академические успехи» и, скорее всего, превзойдут своих сверстников.

Удивительно, но мышление «беспомощных» отражается и на их будущих отношениях с противоположным полом. Вера в то, что любовь — это нечто неизменное, что над отношениями не надо работать, разрушило немало семей.

«Фиксированное мышление» снижает готовность людей признавать и исправлять свои ошибки не только в учебе, но и на работе и в отношениях», — говорит Кэрол.

Как привить ребенку «мышление роста»

1. Рассказывайте детям истории о достижениях выдающихся людей, которые стали результатом упорного труда.

«Моцарт, Эдисон, Кюри, Дарвин и Сезанн не просто родились с талантом. Они развивали его огромными и постоянными усилиями. Аналогично упорный труд и дисциплина способствуют школьной успеваемости больше, чем IQ», — говорит психолог.

2. Расскажите ребенку о мозге, объясните, что его нужно развивать. Скажите, что мозг подобен мышце, которая становится сильнее при использовании, что обучение стимулирует к образованию новых нейронных связей.

Кэрол вспоминает, что, когда она рассказала об этом группе учеников, один особенно непослушный мальчик вдруг спросил: «Вы хотите сказать, что мне необязательно быть глупым?»

А вот что сказал один семиклассник: «Когда мы что-то узнаем, возникают связи, которые продолжают расти. Я всегда представляю их себе, когда нахожусь в школе».

3. Хвалите не за способности, а за усилия. «Похвала за конкретный процесс, который ребенок использовал для достижения чего-либо, укрепляет мотивацию и уверенность. Она фокусирует детей на действиях, ведущих к успеху», — подчеркивает психолог.

  • Неправильно: «Какой красивый рисунок. Да у тебя талант!»

  • Правильно: «Ты хорошо нарисовал. Мне нравится, как ты прорисовал лица людей».

  • Неправильно: «Пятерка по английскому! Ты молодец! У тебя явно склонность к языкам».

  • Правильно: «Это была очень сложная контрольная. Но ты упорно трудился, не отвлекался на игры, несколько раз перечитал материал, составил план и благодаря этому справился. Это здорово!»

4. Учите ребенка получать удовольствие над процессом. Скажите ребенку:

  • «Мне нравится, что ты взялся за этот сложный проект. Он потребует много работы, зато ты узнаешь много интересного»;

  • «Да, это сложно, но это весело»;

  • «Ой, ну это было совсем просто и неинтересно. Давай сделаем задание, где ты сможешь узнать что-то новое».

5. Учите воспринимать ошибки как вызов. Например:

  • «Ошибки такие интересные. Вот замечательная ошибка»;

  • «Давай поговорим о том, с какими трудностями мы столкнулись сегодня и чему научились. Я начну»;

  • «Давай посмотрим, чему мы можем научиться из этого».

Комментарии1
под именем
  • Гость
    11:01 01.09.25
    а вот известный деский психолог Борис Зиновьевич Драпкин придерживается проивоположной точки зрения.