Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Метод окошка» и еще 3 способа научить ребенка читать без ошибок назвала логопед Бурлаченко

Если школьник медленно читает, проглатывает текст, не понимая смысла, или додумывает слова и окончания — это сигналы, на которые взрослые должны обратить внимание. Очень часто оказывается, что проблема не в лени или отсутствии интеллекта, а в дислексии.

25 октября 2024Обсудить
дислексия
Источник:

iStockphoto

Дислексия — это специфическое расстройство способности к обучению чтению, при котором человек мыслит не словами, а образами. Распознать дислексию у ребенка можно по ряду признаков. Один из них — угадывающее чтение. Это одна из самых частых ошибок, с которой сталкиваются дислексики.

Наталья Бурлаченко

Логопед Ассоциации родителей детей с дислексией

«Угадывающее» чтение 

Этот процесс проявляется в том, что ребенок, не дочитывая до конца, пытается догадаться, что это за слово, опираясь лишь на несколько первых букв или общий смысл предложения. Хотя этот способ может показаться ученику удобным, он ведет к ошибкам и неправильному пониманию прочитанного. Например, он может прочитать слово «красный» как «красивый».

Почему дети так читают

Угадывание — это естественный механизм работы мозга, который стремится экономить усилия, ускорить процесс чтения. Однако этот механизм часто оказывается неэффективным, если базируется на неверных гипотезах, в особенности у детей с дислексией.

Еще одной причиной угадывания является то, что процесс чтения требует развитого произвольного внимания. У младших школьников такое внимание бывает еще не развито в полной мере, они не всегда могут осознанно контролировать процесс чтения и исправлять ошибки.

Основные типы ошибок при чтении

  • Оптическая догадка — слово визуально похоже, но не то.

  • Смысловая догадка — слово подходит по смыслу, но не то.

  • Угадывание конца слова без достаточной опоры на контекст.

  • Угадывание у детей с разной скоростью чтения.

Интересно, что такие ошибки встречаются и у тех, кто читает медленно, и у тех, кто читает быстро. Медленные чтецы склонны угадывать, потому хотят сократить время чтения. Быстрые чтецы, напротив, читают слова поверхностно, не уделяя внимания деталям.

Причины

Ошибки угадывания встречаются у детей на начальном этапе обучения чтению и при нарушении формирования навыка чтения (дислексии). Поэтому важно своевременно обратиться к логопеду и/или нейропсихологу для проведения диагностики и выстраивания индивидуального маршрута помощи.

Как помочь ребенку

Вот несколько эффективных приемов, которые можно использовать для занятий.

  • Найди нужное слово

Попросите ребенка найти такое же слово, как на картинке, среди похожих. Это упражнение учит его внимательно вчитываться в слова и не спешить.

  • Найди слово, которого нет

Это один из вариантов задания выше. Но теперь ребенку нужно найти слово, которого не существует. Цель — не спешить, читать внимательно.

  • Чтение с окошком

В центре листа или картона нужно вырезать окошко. Для начала видно слог из 2-3 букв. Затем количество видимого текста постепенно увеличивается. Окошко накладывается на текст, ребенок читает только то, что попадает в него. Этот метод помогает сосредоточиться на тексте и точном прочтении каждой части слова.

  • Выделение гласных

Для этого упражнения ребенок во время чтения ставит точки под гласными буквами. Это помогает ему согласовывать движения руки и взгляда.

«Регулярные упражнения, поддержка взрослых и внимательное отношение к чтению помогут ребенку научиться точно и вдумчиво читать слова, снизить количество ошибок, что в будущем сделает процесс чтения легким и увлекательным», — рассказала логопед Наталья Бурлаченко. — Для того чтобы привлечь внимание общества к трудностям в обучении детей и подростков с нейробиологическими особенностями, познакомить с проблемами дислексии, дисграфии и дискалькулии и найти эффективные способы их преодоления, Ассоциация родителей детей с дислексией каждый год в октябре проводит Неделю осведомленности о дислексии. В этом году она проходит при информационной поддержке Министерства культуры РФ, а к участию были привлечены более 40 тысяч библиотек и тысячи культурных центров».