Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как нас заставляют тратить деньги: психологи назвали 9 уловок, которыми пользуются магазины

Зашел за хлебом — заодно купил палатку, коврик для ванной и два литра оливкового масла. Знакомая ситуация? Сотни маркетологов трудятся над тем, чтобы покупатели захотели купить даже то, что им не особо нужно. Как не стать жертвой импульсивного шопинга?

22 июля 2022
Как нас заставляют тратить деньги: психологи назвали 9 уловок, которыми пользуются магазины
Источник:
iStockphoto

По словам психолога Марии Зиновьевой, заставить в буквальном смысле купить что-то невозможно, но магазины активно используют психологические приемы, чтобы подвести покупателей к совершению покупки или ускорить принятие решение о ней. Вот лишь четыре из них.

Мария Зиновьева
Психология

Социальный психолог, тренер, преподаватель, консультант

1. Музыкальное сопровождение

Неспешная, расслабляющая мелодия в середине дня или, наоборот, подбадривающая вечером создают определенный ритм, под который подстраивается мозг. Это вводит нас в некое подобие транса и уменьшает уровень критического мышления.

2. Приятный запах

Магазины используют специальные ароматизаторы, которые, по результатам исследований, повышают потребность приобретать товар — то есть «забрать частичку» атмосферы магазина. Аромат может зависеть от специализации торговой точки. Например, сладкие запахи — для детских магазинов, кожа и кофе — для мужских, запах выпечки — для продуктовых.

3. Расположение товаров на уровне глаз

Цель продавцов-маркетологов приглушить ваш голос разума, затуманить мозг, не давая ему лишний раз работать. Неудивительно, что и товары, которые хотят распродать первыми, располагают на уровне глаз, чтобы вам не надо было даже делать лишние телодвижения.

4. Яркий ценник/акции/розыгрыши

Здесь у маркетологов раздолье для манипуляций нашим сознанием. Обещание призов, использование узнаваемых личностей, заманивание статусными вещами — все это обращается напрямую к нашим неудовлетворенным потребностям. Некоторые из них, конечно, из детства: «если у меня появится эта вещь — со мной будут дружить!»

По словам психолога Сергея Розанова, многие психологические уловки магазины берут, как правило, из нейролингвистической психотерапии (НЛП).

Сергей Розанов
Психология

Психолог, эксперт в области НЛП

5. Принцип контраста

Вам сначала предлагают самые дорогие вещи, на фоне которых в дальнейшем остальные будут казаться дешевыми. Если вы купили дорогой костюм, покупка дорогого галстука на его фоне будет выглядеть не так расточительно.

6. Взаимный обмен

Вам предлагают что-то бесплатно (подарок от фирмы, ручку или что-то другое), и вы чувствуете себя обязанным. Поэтому скорее согласитесь приобрести ненужный товар или закроете глаза на завышенную цену.

7. Уступки

Вам предлагают заранее завышенную цену и озвучивают скидки, акции от этой цены.

8. Подстройка

Вам задают личные вопросы и подстраиваются под вас. Оказывается, что продавец вдруг служил в тех же войсках, жил в том же городе, учился в том же заведении и так далее. После этого «он же не обманет» и происходит покупка более дорогих вещей.

9. Правило малого

Вас убеждают, что этот товар заканчивается и будет дефицитным, сроки акции ограничены и тому подобное.

Как избежать спонтанных покупок и сэкономить деньги

- Существует множество стратегий вынудить вас совершить необдуманную покупку. Противостоять нужно не продавцам, а своим слабостям, — советует Сергей Розанов.

Если чувствуете, что продавец вызывает у вас слишком теплые чувства, насторожитесь и будьте внимательны.

Не будьте «как все». Большинство может следовать стандартным маркетологическим уловкам. Ищите подвох в выгодных предложениях.

Не торопитесь. Относитесь к покупкам более обдуманно и планируйте свой бюджет.

Техника «4 вопроса»

Ее еще называют «Квадрат Декарта» и рекомендуют применять, когда трудно сразу принять решение. Заключается она в следующем. Ответьте себе на эти 4 вопросы:

  1. Что я получу, если куплю это?

  2. Что я потеряю, если куплю это?

  3. Что я получу, если не куплю это?

  4. Что я потеряю, если не куплю это?

Небольшой анализ ответов поможет лучше понять, действительно ли вам нужна эта вещь и стоит ли она этих денег.

Мария Зиновьева тоже призывает делать покупки осознанно.

- Если чувствуете, что появляются такие эмоции как счастье, радость, ожидание хорошего, легкая эйфория — вами пытаются управлять, — предупреждает психолог.

Вот еще несколько рекомендаций:

  • Составляйте список необходимого перед походом в магазин (или онлайн-покупкой);

  • Сверьтесь со своим бюджетом и сразу обозначьте для себя, какую сумму готовы потратить;

  • Делайте покупки только на полный желудок (особенно в продуктовых магазинах);

  • Выделите время на поход в магазин. Торопясь, мы можем принимать поспешные необдуманные решения.