Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Инструкция для врачей: Что делать, если вас оскорбляет пациент

Как показывает практика, не только пациенты судятся с врачами из-за медицинских ошибок — медики и сами, наконец, начали отстаивать свои честь и достоинство. Юрист Национальной медицинской палаты рассказал, что делать врачу, если он столкнулся с хамством пациента.

26 июня 201484
Инструкция для врачей: Что делать, если вас оскорбляет пациент | Источник: фото с clip.dn.ua
Источник:
фото с clip.dn.ua

Новосибирский мировой суд привлек пациента к ответственности за оскорбление медицинского работника. Мужчине, который нахамил сотруднику регистратуры детской поликлиники, придется заплатить штраф за унижение чести и достоинства медика.

Эксперты Национальной медицинской платы констатируют, что несмотря на увеличивающееся число оскорблений врачей со стороны пациентов первые редко доводят дело до суда, и количество судебных процессов по-прежнему невелико. Врачи, отмечают эксперты, даже не пытаются реализовать свои права по защите профессиональной репутации. Таким образом, получается, что со стороны пациентов агрессия, неуважение и грубость по отношению к врачу становятся едва ли не нормой поведения.

(Где в Петербурге работают конфликтологи для врачей и пациентов, узнайте здесь)

Иван Печерей, эксперт Национальной медицинской палаты напоминает, что врачи, как и пациенты, являются гражданами России, а значит, на них распространяется действие Конституции РФ. В соответствии с основным документом страны достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.

В случае оскорблений со стороны пациентов Иван Печерей рекомендует использовать следующий алгоритм действий:

1. Позвать в свой кабинет как можно большее число свидетелей – представителей охраны, коллег, вспомогательный персонал, других пациентов. Необходимо учитывать, что свидетелем может быть любой, но мнение не каждого свидетеля будет принято судом во внимание. Очень часто судьи говорят, что некоторые свидетели могут быть заинтересованными лицами. Поэтому очень важно, чтобы среди свидетелей были и другие пациенты.

2. Сделать диктофонную запись происходящего. Когда в отношении врача совершается правонарушение (например, оскорбление), использовать диктофон вполне легитимно. Но пользоваться им надо грамотно. Следует достать диктофон и, включая, сказать: «Я, доктор такой-то, веду запись разговора с пациентом с целью защиты своих прав и сбора доказательств»

Далее возможны различные варианты развития событий, но в любом случае такая запись может возыметь действие в суде, потом она будет являться вещественным доказательством. Судьи, как правило, удовлетворяют ходатайство о приобщении таких записей к делу.

3. Вызвать правоохранительные органы. Даже в судебных заседаниях первый вопрос, который задает судья: «А вы в полицию обращались?». Если ответ отрицательный, судья сразу же теряет интерес к происходящему.

4. Внести запись в медицинскую документацию (прямой источник доказательств в суде) и письменно проинформировать об инциденте своего руководителя.

5. Подать заявление в прокуратуру.

(На что жалуются пациенты петербургских больниц, узнайте здесь)

© ДокторПитер

Комментарии84
под именем
  • Гость
    12:34 14.03.24
    Прежде чем нести чушь, надо стать врачом и пройти этот тяжелый труд. А врачи стараются и исполняют свою работу, а пациенты попадаются хамы, да еще и те кто не делает схему лечения, которую рекомендует доктор- и как таких лечить????
  • Гость
    18:44 13.01.17
    Afa, с вашей грамотностью лучше бы вы стали парикмахером.
  • Гость
    19:17 13.12.16
    Доброго времени суток! Что значит врач ДОЛЖЕН я доктор и училась 8 лет и планирую ещё три года для защиты статьи не для того чтобы сидетьи принимать оскорбления , у меня в день на приемах 50 с лишнем человек , помимо этого ночные дежурства в больницах и плановые операции ,пациенты очень неприятные хамские им все можно буд то бы , приходят пациенты повторные ,через месяц и негативно настроенные и говорят многие я не помню что принимал и фамилию ,вы должны помнить что мне было назначено, весь мой анамнез ничего что в неделю у меня 500 человек???благо я ещё их диагнозы помню примерно что назначала и лица я очень адекватный человек никогда никому не грублю , я воспитана на высших рамках приличия , и скажу вам у меня много хамов , которые ломятся в кабинет и один прям кричал что пациент не должен ждать , хотя опоздал на 20 минут и зашёл когда шёл приём типо давай принимай не можем ждать и тд . Вы говорите все зависит от врача , я так не считаю... Очень грустно и обидно , жалею что потратила свои годы на эту неблагодарную профессию, могла бы не учиться и стать парикмахером 8 лет назад и так же получается быть обслуживающим персоналом)))
  • Гость
    20:27 29.11.16
    Что-то у нас пациенты такие чересчур "грамотные". Знают как и чем их нужно лечить, какие рекомендации давать, сколько с ними говорить..Если пришел к врачу за консультацией или на Узи- делай и выполняй то, что сказал врач, и не подвергай это сомнению; доверяй врачу! Ибо даже самый плохой врач, все равно, как врач, знает больше пациента. А врач УЗИ вообще не должен "чесать языком", как тут выразились и давать рекомендации. Его обязанность- сделать УЗИ и написать заключение. Заключение пишется для врача, который направил пациента на УЗИ.И который впоследствие поставит диагноз и назначит лечение или даст рекомендации. Только так и никак иначе.И лечащий врач никаких рекомендаций от врача узи не ждет! (как вы тут написали)/Откуда вы знаете, что лечащий врач ждет рекомендации от врача узи? Это он вам сам сказал или вы так просто сами думаете?. Если вы так просто думаете, тогда так и пишите:" я СЧИТАЮ.. или Я ДУМАЮ.." Вы пишете: "Как-то с пациентами нужно общаться хоть чуть-чуть( особенно, когда даётся времени ни 10 минут на человека), а не быть роботом, который механически, делает свою работу. Такой подход просто непрофессиональный". Для вас, значит, важнее чтобы врач УЗИ " почесал языком" с вами, тогда он не будет роботом, а если он при этом не выполнит хорошо своих прямых обязанностей по диагностике.. и вот тогда, по-вашему подход будет профессиональный?. Почесать языком идите тогда к гадалке, а не к врачу-диагносту. Доверяйте врачам! Они знают, что они должны делать, сколько и что говорить пациенту. Они для этого долго специально учились!
  • Гость
    14:43 28.11.16
    Не печальтесь, Иванушка! Все совсем не так. Вернее - не всегда так, есть и врачи хорошие, и пациенты.
  • Гость
    16:15 23.11.16
    Читаю все это, и диву даюсь. И вот такие люди ко мне на прием ходят, и тоже так думать могут. Всю жизнь делал все от меня зависящее для сохранения их здоровья, а как посмотришь, что тут говорят, руки опускаются. Печально.
  • Гость
    16:17 29.09.16
    Здравствуйте "...Внести запись в медицинскую документацию (прямой источник доказательств в суде) и письменно проинформировать об инциденте своего руководителя..." Как правильно составить акт? образец? Спасибо !
  • Гость
    14:35 15.07.16
    Чего-то я тоже не припомню, чтобы у пациентов в их обязанностях были прописаны хамство и недобросовестность.. "человек-человек".. Не вам судить кто на каких местах сидеть должен, не ваше это. В противном случае, и вам укажут)
  • Гость
    16:30 24.03.16
    Анжела, Вы забываете, что за денежку нужно давать хоть какие-то гарантии и нести хоть какую-то ответственность. А наши обиженные врачеватели хотят денежку хорошую, но при этом ни за что не отвечать. А то накосячат, нахалтурят, заболевание проглядят - и в ответ наглая рожа "Вы ж, пациент, дурак, ничего не понимаете в медицине". Экзамены покупают, на все болезни ответ "Само пройдет))" - а красиво жить хотят. Пациенты со стоном отдают последние деньги, уже пытаются сами лечиться - а нелюди в белых халатах только беснуются и о своем нимбе над головой думают. Врачи это глубоко психически больные люди, без совести и без души. Нету ее, души, она в морге осталась, слишком уж много врачи на трупах практикуют, видать, и к пациентам отношение как к трупам.
  • Гость
    13:51 22.01.16
    Вся медицина должна быть платной.Плати денежку и мы тебя оближем с ног до головы.Вот так как то!