Принципы работы в детской психиатрии необходимо менять, уверен главный детский специалист-психиатр в Северо-Западном федеральном округе, д.м.н. Игорь Макаров. С тех пор, как специальность «детская психиатрия» была ликвидирована (1995 год), соответствующие кафедры во многих медвузах сократили, постепенно снижалось и качество подготовки таких специалистов. Парадокс: должности детских, подростковых психиатров в диспансерах и больницах есть, есть соответствующие детские клиники и даже главные специалисты. Нет только детских психиатров. А в детские клиники сегодня госпитализируют и больных, и здоровых.
Преступник – не больной, галоперидолом не накормишь
- Если взрослый человек кого-то ударит или вытащит из сумки кошелек, его отправят в изолятор временного содержания и осудят. Но если преступник малолетний, девать его некуда. Помните, СМИ писали о том, как подросток пырнул ножом учительницу? Его госпитализировали в психиатрическую больницу. То же происходит с детьми и подростками с криминальным поведением, которые воруют, наносят телесные повреждения другим детям, - рассказал "Доктору Питеру" главный детский психиатр Северо-Запада. - Общество, не зная, куда девать такого подростка, которого по возрасту даже в спецшколу не направишь, отправляет его в психиатрическую клинику. А что могут сделать с ним психиатры? Накормить галоперидолом или аминазином, чтобы он помедленнее руку к чужому карману тянул?
Родители уверены, что для ребенка лучше больница, чем тюрьма. Но это злоупотребление психиатрией – врачи должны все же сопротивляться и не принимать такого ребенка, считают специалисты. Однако клиники заинтересованы в их приеме – надо выполнять план госпитализации. Особенно желание заполнить койки велико летом, и оно сбывается, потому что, когда детские дома уезжают в летние лагеря, трудных воспитанников руководители брать с собой не хотят – слишком много хлопот. И госпитализируют. Получается, их карают психиатрией за возраст. Только потому что учреждений, в которые можно направить ребенка с девиантным поведением, нет даже в Петербурге.
Все на учебу: когда в класс детей приносят полежать
В детской психиатрической службе сегодня много абсурдного. Игорь Макаров приводит пример: по новому закону «Об образовании» любой ребенок должен учиться: «Но любой ли на это способен, особенно если речь идет о детях из домов-интернатов для инвалидов? Там, к примеру, ребенка 13 лет с умственной отсталостью, неслышащего, неходячего надо обучать: либо преподаватель приходит к нему, либо надо его на носилках нести в школу. Детей, не имеющих речи и ничего не понимающих, кладут в классе по периметру «для обучения». Чиновник рапортует о том, что они учатся. С этой профанацией надо бороться. Таких детей надо выводить из системы обучения, не только потому, что педагоги возмущены. Для кого-то из них поездка в школу будет фатальной: у большинства таких детей – серьезные пороки развития внутренних органов, иммунодефициты. Можно возить учителей к ним, чтобы они их за руку подержали, погладили - да, для ребенка это важно, но все-таки вовсе не это задача педагога».
Несогласованность позиций Министерства образования, Министерства труда и социального развития, а также других ведомств с Минздравом приводят к тому, что страдают дети, разрушается система оказания им психиатрической помощи, считают психиатры. А как известно, «все болезни родом из детства».
Справка
Самый большой рост психиатрических заболеваний у детей регистрировался с начала 1990-х до начала 2000-х.
Сегодня в России около миллиона человек имеют инвалидность по психиатрическому заболеванию, и их число растет. Большинство из них – люди в возрасте до 40 лет.
3-6% населения нуждаются в систематической психиатрической помощи.
До 40% населения страны имеют признаки какого-либо нарушения психической деятельности.
© ДокторПитер