Сложного пациента доставили в отделение анестезиологии и реанимации № 6 Краевой клинической больницы еще в середине ноября. Мужчину нашли на остановке с общим переохлаждением, а в стационар он поступил уже в состоянии клинической смерти — у него не было пульса, дыхания, а на мониторе ЭКГ — ровная линия.
Как выяснилось позже, мужчина приехал в краевой центр на заработки, родных и близких в Красноярске у него не было.
Температура опустилась до 19,8 градуса
Как вспоминает анестезиолог-реаниматолог Вячеслав Кузьменя, температура тела пациента на момент поступления составляла всего 19,8 градуса. С учетом тяжести переохлаждения и отсутствия даже минимальных признаков сердечной деятельности было решено проводить реанимацию с помощью экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) и инвазивного согревания.
Как поясняют врачи, аппарат ЭКМО обеспечивает циркуляцию крови, замещая работу сердца и легких. Терморегулирующее устройство, позволяющее охлаждать или согревать пациента, подключали непосредственно к самому аппарату.
Врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии-реанимации № 6 Красноярской краевой клинической больницы
«Безопасно согревать пациента можно максимум на 1–2 градуса в час. Когда восстанавливается кровообращение и открываются периферические сосуды — в общее кровообращение „летят“ микроэмболы, токсины, которые накопились в тканях за то время, пока они не получали кислород, из-за чего состояние пациента может критически резко ухудшиться», — объясняет Вячеслав Кузьменя.
Зафиксирована остановка на 219 минут
Как добавляет другой анестезиолог-реаниматолог Вадим Охримчук, потребовалось более трех часов такой реанимации, чтобы сердце мужчины начало сокращаться.
Врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии-реаниматологии № 2 (кардиореанимации) Красноярской краевой клинической больницы
«Когда центральная температура тела поднялась до 28 градусов, на ЭКГ-мониторе появилась фибрилляция желудочков — хаотичное и нерезультативное сокращение сердечной мышцы с высокой частотой (более 200 в минуту), после появились другие признаки жизни — фотореакция зрачков, мышечные сокращения», — вспоминает Вадим Охримчук.
Рекорд
Как
Как
Заведующий отделением анестезиологии-реанимации № 2 (кардиореанимации) Красноярской краевой клинической больницы
«Мы смогли реанимировать пациента после 219 минут задокументированной остановки сердечной деятельности. Прекрасный пример возможностей современных реанимационных технологий — человек не просто выжил после столь длительной и масштабной реанимации, у него достигнуто полное восстановление всех органов. Впрочем, победа любит подготовку», — заключил Кирилл Линёв, заведующий отделением анестезиологии-реанимации № 2 (кардиореанимации) краевой больницы.
По словам медиков, сейчас пострадавший может сам передвигаться по палате, но ему еще предстоит лечение обмороженных тканей на руках и ногах.