Стоматологу-хирургу пришлось провести непростое удаление, чтобы помочь пациентке со сложной «восьмеркой» на нижней челюсти. Спустя 20 лет после удаления других зубов мудрости, женщина столкнулась с затрудненным прорезыванием последнего, четвертого, который до этого не давал о себе знать. О клиническом случае из практики «Доктору Питеру» рассказал врач.

Стоматолог-хирург сети клиник «Белый кролик», Москва
Редкий случай
«Изначально женщина обратилась к лору с жалобами на стреляющую боль в ухе и интенсивные головные боли. Пациентка отмечала нарушение сна, высокую температуру тела, отек левой щеки и нарушение открывания рта в периоды обострения, — рассказал „Доктору Питеру“ Амир Габбасов. — Отоларинголог исключил патологии слухового органа и направил пациентку к стоматологам».
Обследование на конусно-лучевом компьютерном томографе (КЛКТ) показало нетривиальное расположение зуба: канал нижнечелюстного нерва, обеспечивающего чувствительность нижней трети лица, располагался прямо между его корней.
«В возрасте 46 лет женщина снова столкнулась с прорезыванием зуба мудрости, но из-за сложного расположения оно осложнилось, что и послужило фактором возникновения широкой симптоматики», — пояснил врач.
Непростой выбор
«Перед пациенткой стоял непростой выбор, — продолжает врач. — Было предложено два варианта лечения: фрагментация зуба — разделение его на части и последующее их удаление, сопряженное с риском повреждения нерва (в том числе необратимого), или более длительный ортодонтически ассистированный метод — вытяжение зуба с помощью ортодонтической тяги и его отсроченное удаление с гораздо меньшими рисками. Учитывая острые болевые ощущения, женщина приняла решение в пользу первого, быстрого, способа, принимая возможные риски такого хирургического вмешательства».
Операция длилась около 90 минут: глубокое расположение зуба и непосредственная близость к важному анатомическому образованию (нерву) требовали аккуратной и грамотно спланированной работы.
«По ходу оперативного лечения выполнена декоронация — отсечение коронковой части зуба — и последующее разделение корней для аккуратного извлечения всех фрагментов без рисков травмы нерва. После удаления в хирургической ране визуально определен участок нерва, проходивший между корней зуба. Благодаря четкому предварительному планированию с использованием КЛКТ в ходе выполнения манипуляции он не травмирован», — говорит хирург.
Привет из молодости
Уже через полтора месяца после операции у пациентки полностью исчезли головные боли и боли в ухе, беспокоившие ее. Послеоперационные отек и гематома были минимальными, заживление прошло успешно. Единственным ожидаемым последствием стало временное снижение чувствительности в области подбородка.
Врач подчеркивает, что без удаления зуба симптомы бы продолжили нарастать, а оказываемое на нерв давление могло привести к необратимой потере чувствительности.
Любопытно, что все остальные три зуба мудрости у женщины прорезались еще в юности, когда ей не было и 25 лет. Их удалили в разные периоды жизни пациентки. Про четвертый зуб, сидевший в глубине челюсти, она знала — врачи рекомендовали его не трогать. «Восьмерка» и не беспокоила женщину целых 20 лет.
«Да, редко, но такое расположение и сложная анатомия зубов встречаются. При таком сочетании адекватное прорезывание зуба невозможно, — резюмирует Амир Габбасов. — Это настоящий кошмар для любого хирурга-стоматолога».
Врач отмечает, что женщина сделала все правильно, когда пошла с жалобами на «стреляющее» ухо именно к лору.
«Она обратилась к тому врачу, специальность которого позволяла определить патологию органа, который больше всего ее беспокоил, — говорит хирург. — И специалист сработал тоже хорошо, он сразу определил, что с его стороны патологии нет, направил к профильным специалистам».
