Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Капли радости: доктор Рошаль рассказал о чудесных случаях спасения при землетрясении

Знаменитый детский врач Леонид Рошаль в своей первой автобиографической книге «Всегда рядом» откровенно рассказал о детстве, жизни, хирургии, своих учителях и воспоминаниях о спасении людей в Беслане и Спитаке.

14 сентября 2025Обсудить
армения, землетрясение, Спитак | Источник: iStockphoto/kieferpix
Источник:

iStockphoto/kieferpix

Доктор Леонид Рошаль, знаменитый в России детский врач, издал книгу воспоминаний. Это первые и единственные мемуары президента НИИ детской неотложной хирургии и травматологии, где он искренне рассказывает о своей семье, первых учителях, выборе профессии, бессонных ночах хирурга, волонтерстве и самоотверженном спасении детей — в Беслане, Спитаке, Центре на Дубровке, а главное — про необъятную любовь к жизни. Книга Рошаля «Всегда рядом» вошла в лонг-лист литературной премии в области медицины «Здравомыслие». Ознакомиться с работами авторов и отдать свой голос за понравившиеся книги может любой желающий до 15 сентября 2025 года.

Источник: ИД «Комсомольская Правда»
Источник:

ИД «Комсомольская Правда»

«Доктор Питер» публикует фрагмент книги Леонида Рошаля (ИД «Комсомольская правда») о чудесных случаях спасения людей во время землетрясения в Армении в 1988 году. Тогда был полностью разрушен город Спитак — сила толчков была 10 баллов.
Всего погибло 25 тысяч человек. 7 декабря исполнится 37 лет со дня чудовищной трагедии.

Леониду Рошалю тогда было 55 лет. Он работал заведующим отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста НИИ педиатрии РАМН.

Вызвался он поехать в Армению добровольно и провел там 20 дней.

Капли радости…

Я слышал о нескольких феноменальных случаях, когда целым семьям удалось выжить.

Муж с женой были дома, сидели на кухне и пили чай. Они жили на четвертом этаже семиэтажного дома. Вдруг что-то загудело, затрещало, и они плавно стали опускаться вниз, как на лифте. На уровне земли отвалилась наружная стена, и они невредимыми вышли на улицу.

Дети смотрели телевизор, когда началось землетрясение. Они вскочили и встали в проем между дверями. Потолок обвалился, и на место, где они только что сидели, упало пианино с верхнего этажа.

От женщины ушел муж, и она жила с сыном. За две недели до землетрясения сын сломал ногу и лежал с переломом костей голени в больнице. Он был очень непослушным ребенком. Утром 7 декабря после очередной перевязки он решил без разрешения врачей убежать из больницы домой. У ворот больницы он встретил маму, которая шла узнать о состоянии здоровья сына. Когда она увидела его, уходящего из больницы, то начала ругать и потребовала немедленно вернуться обратно. Он не соглашался. Пока они спорили, началось землетрясение и больница рухнула.

В Ереване умер родственник, и вся семья из Спитака в полном составе села в машину, чтобы ехать на похороны. Не успели они отъехать и ста метров от дома, как дома не стало.

14 декабря 1988 года в реанимационное отделение 3-й детской больницы города Еревана поступила в крайне тяжелом состоянии четырехлетняя Гаянэ, которая в течение восьми дней находилась вместе с мамой Сусанной Петросян под обломками дома без воды и пищи. Девочка была в состоянии гиповолемического шока. Мать девочки поместили в другую больницу. С большим трудом девочку удалось спасти. По рассказам очевидцев, мать, чтобы сохранить жизнь ребенку, острым предметом резала себе пальцы и давала девочке сосать кровь. Я об этом случае рассказал корреспондентам, но подчеркнул, что эта версия не проверена. У меня просто не было времени поехать в другую больницу и обследовать пальцы матери. Однако этот случай стал известен всему миру.

Одной женщине провели операцию удаления матки в связи с опухолью. Она лежала на втором этаже больницы. Землетрясение началось на второй день после операции. Она выпрыгнула в окно и осталась жива.

…и бездна горя

Но больше рассказов трагических…

Мужчина вышел из дома в легкой одежде за хлебом, имея в кармане мелочь. Не успел он дойти до булочной, как дом разрушился. Погибли жена, трое детей и мать. Буквально за 5-10 минут он остался один посреди развалин с мелочью в кармане. Разве от этого можно не сойти с ума?!

Я вообще думаю, что тогда должна была резко возрасти роль психологов и психиатров. Травму, которую пережили многие, принять трудно. Одна девятилетняя девочка пролежала под развалинами школы вместе со своими подругами три дня. Все подруги были мертвыми. Разве это не отразится на психике ребенка?!

Мне рассказал один хирург, что ему по ночам снится отрезанная им рука, которая лежит в медицинском тазу. Это страшно. И мне часто снятся дети…

Мужчине 35–40 лет плитами придавило обе ноги. Разобрать завал невозможно. На месте произвели ампутацию обеих ног.

В такой же ситуации девочке придавило руку. Чтобы спасти ее, ампутировали руку на месте.

Мать с грудным ребенком успела вбежать в ванную комнату и лечь в ванну, накрыв собой ребенка. Когда раскопали дом, мать нашли мертвой, ребенок остался жив.

Полуголая женщина с двумя маленькими детьми успела выскочить на улицу. В доме остались и погибли муж и еще два ребенка.

Учительница закончила свой урок и была свободна в течение двух часов. Решила пойти домой. Когда она отошла от школы и почувствовала начало землетрясения, оглянулась. На ее глазах стала, как карточный домик, рушиться четырехэтажная школа, в которой были ее дети — сын и дочь. Оба погибли.

В школе шли уроки. Когда началось землетрясение, учительница приказала детям не двигаться. Один мальчик не послушался и выпрыгнул из окна. Все, кроме него, погибли.

В военкомате шел набор молодых людей в армию. Когда раскопали учреждение, все молодые люди были мертвы и в руках держали повестки в военкомат.

Помню, как стоял над остатками школы. В ней училось 300 детей. Никто, включая директора школы и учителей, не спасся. Братская могила.

В Спитаке никто из врачей не выжил. Погибли и больные вместе с медицинскими сестрами.

Из бывшей операционной извлекли тела хирурга, ассистента хирурга, анестезиолога, операционной сестры и больного. Хирурги прикрыли своими телами открытую во время операции брюшную полость больного. Все были мертвы.

Рассказ Алварты Погасян, 31 год. Она жила в Ленинакане на улице Мусаеляна. Алварта работала на чулочной фабрике. Во время землетрясения была на работе. Два ребенка — в школе и два — у родственников. Муж находился дома. Все началось утром, около 11:40. Сначала послышался страшный гул. Начало качать как бы по горизонтали. Моторы остановились. Лампочки на потолке раскачивались. Свет то горел, то нет. Станки падали. Люди беспорядочно бегали, не зная, куда деваться. Вдруг пол буквально подбросило. Алварта работала на первом этаже и успела выпрыгнуть в окно. Здание частично рухнуло. Одновременно женщина увидела, что рядом стоявших домов нет — развалины. Странное чувство: дом был — и вот его нет. Крики и стоны. Кровь, кровь, кровь… Кровь из разбитой головы женщины, сломанной ноги мужчины, поврежденного лица женщины. Крики о помощи тех, кого придавило камнями. И пыль…

За несколько минут до землетрясения муж Алварты пошел за сигаретами. Не успел он дойти до магазина, как начали рушиться дома. Осколком железобетонной плиты ему сломало ногу. Здание школы, в которой учились их дети, рухнуло. Сын умер. Дочь нашли через три дня в больнице Еревана в тяжелом состоянии. Я осматривал эту девочку, и ее жизни уже ничто не угрожало.

Комментарии0
под именем