Исследователи из Университета Арканзаса в США выяснили, что на наше восприятие мужчины как заботливого отца в будущем влияет размер его трапециевидной мышцы. Эта мышца начинается у основания шеи, проходит через плечи и доходит до середины спины. По словам соавтора исследования Митча Брауна, речь идет прежде всего о мышцах, которые одновременно связаны с шеей и видны при взгляде на человека лицом к лицу.
В своем эксперименте исследователи попросили 305 человек взглянуть на четыре изображения, которые были сгенерированы компьютером. На них был один и тот же мужчина, но с разными размерами шейных мышц. Участникам предложили оценить изображенного мужчину по разным критериям, в том числе по тому, насколько хорошо он будет защищать и воспитывать своих детей. Изображения показывали мужчинам и женщинам в случайном порядке, заранее не предупредив, сколько всего фотографий разных людей будет им продемонстрировано.
Оказалось, что мужчину с большой трапециевидной мышцей оценивали в среднем как лучшего защитника своих детей,
Как объясняют результат сами исследователи, такое восприятие связано с мышлением наших предков. Им было важно быстро узнать о силе соперника при взгляде на него, чтобы понять, стоит ли его опасаться. И шея в этом смысле была более надежным сигналом для определения физической силы, чем лицо или тело.
«Оценка шеи — хороший компромисс между непосредственностью восприятия лица и точностью восприятия тела. Сигналы тела менее мгновенны, когда счет идет на миллисекунды, а сигналы лица, возможно, не самые надежные», — говорит доктор Браун.
Кстати, в этом эксперименте авторы также меняли у своего объекта другую группу мышц шеи — грудинно-ключично-сосцевидные отростки. Но они не оказали реального влияния на восприятие людьми отцовских способностей мужчин. Эффект был специфичным конкретно для трапециевидных мышц.
Результаты работы были опубликованы в Scandinavian Journal of Psychology. Ранее исследователи обнаружили, что мужчины с чуть большим весом считались лучшими отцами, чем мужчины с более подтянутым телосложением. Их оценивали как менее доминирующих и, следовательно, более теплых и преданных.